6 июня 2012 г.

Кейс "Первый блин"


Действующие лица:

Юлия Топтыгина – управляющий партнер Executive Search агентства «Следопыт».

Мария Ловченко – младший консультант агентства «Следопыт».

Лев Репин – генеральный директор промышленного холдинга «Правый».


Настраиваясь на напряженную работу за утренним кофе, Юлия через стеклянную стену украдкой поглядывала на сидящую в соседнем кабинете Машу. Девушка пришла к ней без предварительного звонка два года назад, настояла на встрече и заявила, что вчера получила диплом выпускницы экономического факультета, но мечтает работать в сфере подбора руководителей высшего звена. Сначала Топтыгина подумала, что девочка насмотрелась голливудских фильмов с романтическо-авантюрной подачей ремесла хедхантера. Но очень быстро поняла, что это осознанное решение человека, который, несмотря на юность, четко видит цель, детально проанализировал современный рынок труда и актуальные профессии, серьезно настроен освоить выбранное дело и развиваться в нем. Опытного консультанта подкупили хороший диплом, неплохие базовые знания и целеустремленность девушки, и та была принята на стажировку. Первое время подавала клиентам чай, терпеливо разбирала корреспонденцию и занималась прочими скучными обязанностями. Затем Юлия подключила ее к самым простым вакансиям, которые близкая к «Следопыту» рекрутинговая компания закрывала по просьбе своих ценных клиентов. Затем вакансии становились все более сложными, и Маша начала выполнять отдельные задачи по хедхантиговым проектам, исключая прямой контакт с кандидатами. Юлия не могла нарадоваться сообразительной, настойчивой, умной сотруднице, и, наконец, убедилась, что пришло время дать человеку шанс проявить себя по-настоящему. Но она понимала, что сразу отправлять новичка к почти бесценным кандидатам высшего звена рискованно – неопытность может оттолкнуть серьезных профессионалов. Требовалось решение, которое очень скоро нашлось.

* * *

– Танцуй, Машуня! Хватит играть в песочнице, пора браться за взрослую работу, – воскликнула Топтыгина, входя в офис следующим утром.
Глаза девушки засветились счастьем:
– Наконец-то! Правда, вы не шутите?
Лицо руководителя сразу стало серьезным:
– Тут, Мария, уже не до шуток. Вчера я была на встрече с владельцем промышленного холдинга «Левый».
– Не слышала о таком.
– Неудивительно! Это небольшая организация. Так вот, он сообщил, что хочет нанять генерального директора холдинга «Правый».
Маша вскинула брови:
– А господину не кажется, что это разные весовые категории? «Правый» – гигант, лидер. А «Левый»… Название даже показательное. Гендир «Правого» никогда не согласится  перейти туда. Как его зовут, кстати? Точно! Репин. Лев Олегович, кажется…
– Может, так и есть. Но тебе придется доказать обратное.
– Мне?!
– Конечно. И у тебя есть перспектива. Согласна, «Левый» – не очень престижное место работы. Но там ему обещают неограниченные полномочия, зарплату в полтора раза больше и перспективу стать совладельцем.
– Что ж… Судя по интервью, которое я недавно видела, Лев Олегович – человек амбициозный. При правильной подаче у него, возможно, появится спортивный интерес – вырастить из чахлой компании крепкий бизнес. Пошла собирать информацию.
– Давай, – кивнула Топтыгина. – Жду с отчетом вечером. Только помни, что хедхантер, как сапер, – одно неправильное движение, и все ожидания и усилия пойдут прахом.

* * *
Далее последовала целая череда эпизодов обучения на ошибках. Юлия планировала позволить Маше набить максимальное количество шишек в течение своего дебюта в роли хедхантера, чтобы она приобрела максимальное количество знаний и навыков, необходимых для выполнения проектов.

* * *

– Собираешься звонить в «Правый»?
– Пыталась. Не пробилась через секретаря, там такая система безопасности… Никакие легенды не помогут. Сделаю иначе: Лев Олегович – публичный человек. Скоро он будет спикером на одной финансовой конференции. У меня знакомый работает в деловом издании – пообещал взять с собой на часок. Там и познакомимся.
«Творческий подход», – мысленно одобрила Юлия.

* * *

– Как все прошло?
– С переменным успехом. Удалось познакомиться и даже узнать отношение Репина к последним законодательным изменениям в сфере национальной промышленности. Ночь не спала – аналитику читала, зато беседа получилась довольно содержательной. Думаю, мне удалось создать хорошее первое впечатление.
«Предусмотрительно», – подумала Топтыгина.

* * *
– Вакансию не предлагала?
– Рано. Но у меня есть идея. Помните, я рассказывала вам о знакомом в деловом журнале? Подкинула ему идею сделать материал на тему того, как успешные люди строят карьеру, на какие нестандартные шаги иногда решаются, в том числе – на шаг назад, чтобы потом рвануть вперед. Завтра у него встреча с нашим кандидатом. Вот и узнаем, готов ли он проиграть битву, перейдя из «Правого» в «Левый», с целью когда-нибудь выиграть войну. Надеюсь, первым решением Льва Олеговича в новой компании станет ребрендинг.
«Верит в успех. Похвально», – не замедлила отметить Юлия.

* * *

– Юленька, это почти победа! Вчера вышло интервью – Лев Олегович признался, что очень даже приветствует рискованные карьерные ходы, что руководителям постоянно нужны «свежие» вызовы, иначе их управленческий талант сохнет. А знакомый, который из журнала, признался в личной беседе: у него создалось стойкое впечатление, что Льву скучно на нынешнем месте. Слишком все хорошо…

* * *

– Юлия, я только что со встречи! Лев обещал подумать о предложении, но я почти уверена, что он даст добро! Созвон – завтра утром.

* * *

– Ура! Лев Олегович готов ко встрече с владельцем «Левого»!
Топтыгина собралась с духом и спокойно сказала:
– Ты отлично поработала. Но, к сожалению, заказчик только что отозвал заявку.
– Вы шутите?!
– Увы. Так бывает. Первым делом успокойся, пожалуйста, а потом сразу сообщи кандидату. Напиши электронку.
– Нет, – покачала головой Мария.  – Так дело не пойдет. Тогда в будущем мы не сможем наладить отношения. Кандидат-то отличный… Уважу звонком.
– Извинись, но не заискивай. Говори ровно и уверенно.
– Да знаю я, знаю…
«Как для человека, у которого не было шансов, ты отлично справилась», – мысленно пожалев юную коллегу, вздохнула управляющий партнер «Следопыта».

* * *

Вечером Юлия попросила Марию зайти к себе в кабинет, чтобы немного утешить:
– Я понимаю, ты разочарована – но не горюй. Первый блин всегда комом. Дальше будет проще. Главное, не опускай руки – воспринимай ситуацию как крещение огнем.
Маша пожала плечами:
– А мне все равно было интересно. Ну и что, что понарошку? Зато поучительно.
Улыбка Юлии тут же сникла, и она осторожно переспросила:
– В смысле – понарошку?
– Юля, ну обижаете! Я в курсе, что Лев Олегович ваш брат.
Юлия всегда умела контролировать свои эмоции и их невербальные проявления, но тут не сдержалась – широко раскрыв глаза, воскликнула:
– И ты все время знала?!
– Конечно, – рассмеявшись, подтвердила Маша. – Я сразу поняла, что это тест.
– Как?! Я же вас не знакомила, он никогда не приезжал в наш офис, я ни разу не рассказывала о своем брате!
– Меня насторожило уже то, что в качестве первого задания вы доверили мне такого солидного кандидата. Вы же очень осторожный человек. И вы ошибаетесь, что не рассказывали о своем брате – когда я только начала здесь работать, упоминали, что были очень дружны в детстве, а теперь общаетесь редко из-за дефицита времени. Иногда, когда раздается звонок вашего мобильного, вы очень тепло улыбаетесь, глядя на экран – когда «на проводе» ваши родители, муж, дети и кто-то, кого вы называете «Лева». Согласитесь, имя редкое, запоминается просто. Также я не забыла, как вы жаловались,  что ваша девичья фамилия была очень красивой, как у знаменитого русского художника, а теперь смешная. Мне нравятся картины Репина, я легко провела параллель. Отчества у вас одинаковые – вы же просили меня когда-то паспорт отксерить. Еще я зашла в ваш профиль в соцсети, нашла старую отсканенную фотографию, где вы с братом совсем юные на пикнике – отметок не было, но лица-то узнаваемы. Для полной уверенности позвонила вашему мужу – телефон вы раздали сотрудникам, когда уезжали в отпуск за границу, на всякий случай – и, извинившись, попросила о помощи, мол, вы поручили мне сделать сувенир с гравировкой по какому-то поводу для брата, а я потеряла листочек с записанными именем и фамилией, и теперь мне стыдно. Ваш супруг, добрый человек, пожалел и назвал. Я удивленно переспросила, не тот ли это импозантный мужчина, интервью с которым недавно транслировали по телевизору. «Он самый» – сказал ваш муж. Я всегда знала, что вы – мудрая женщина. Конечно, вы боялись подпускать меня к настоящим кандидатам! А так и опыт есть, и риска никакого, и обратная связь от Льва Олеговича – искренняя.
Маша скромно потупилась.
– И почему ты молчала? – после паузы спросила Топтыгина.
– Не хотела вас расстраивать.
– А может, для драматического эффекта в конце? – прищурившись, уточнила Юлия.
– Как знать… – весело подмигнув, Маша упорхнула домой.
Некоторое время Топтыгина молча сидела в пустом кабинете, а затем расхохоталась, нашла в телефонной книжке мобильного запись «Лева» и нажала кнопку набора – поделиться с братцем весельем.

Подготовила
Екатерина Вербицкая



Вопросы экспертам:


1. Находите ли Вы удачной идею Юлии о том, как обеспечить подопечной первый опыт выполнения хедхантингового проекта?
2. Как Вы рекомендуете решать проблему «первого блина» неопытных хантеров?
3. Какие действия Юлии как наставника и Марии как ученицы Вы считаете верными, а какие – нет?
4. Порекомендуйте схему обучения начинающих хедхантеров профессии: какие этапы они должны пройти? Какие важные нюансы необходимо учесть?


Ответы на эти и другие вопросы


Комментариев нет:

Отправить комментарий