Считается, что многие методики оценки, которыми сегодня пользуются украинские и иностранные компании, позаимствованы бизнесом из практик спецслужб. Но оказывается, на самом деле современные инструменты оценки персонала уходят корнями в глубину веков.
Допустим, широко известна своими жесткими правилами оценки и отбора некогда могучая Спарта. Решение о том, давать ли право на жизнь, в государстве принималось исходя из физических данных еще при появлении на свет. А вот чтобы получить статус воина, необходимо было соответствовать целому ряду строгих требований к личностным качествам (решительность, выносливость, преданность), профессиональным военным навыкам и биографическим данным. Не говоря уже об одном из известнейших KPI вернувшегося с боя спартанца – сохранении им щита.
В некоторых же других древних армиях к оценке кандидатов в «защитники Отечества» подходили намного более формально: мол, если человек, испугавшись, бледнеет – не стать ему бойцом; если же он краснеет – «милости просим в наши ряды».
При приеме, на своеобразном первичном собеседовании, и торжественном посвящении в ряды украинского казачества претендентам задавали три самых главных, по мнению «заказчиков», вопроса: «Веришь ли в Бога?», «Будешь ли защищать родную землю?» и «Пьешь ли горилку?» (последний вопрос не исчез из практики проведения собеседований отечественных компаний и сегодня – правда, ответ, ожидаемый интервьюерами, прямо противоположный…).
В Китае еще до нашей эры существовала система оценивания государственных «топ-должностей» – правительственных чиновников. Темы и критерии оценки при этом нередко устанавливал сам император, он же был главным «асессором» в финале конкурса на замещение столь ответственных позиций.
Огромное внимание оценке «на входе» уделяли средневековые монашеские ордена.
Правители всех мастей и национальностей, выбирая себе придворных поэтов, смотрели на их достижения (подтвержденные мастерство и талант) и потенциал (пытались спрогнозировать, позволят ли личностные качества и мировоззрение творцов петь своему владыке дифирамбы).
Немало испытаний «огнем, водой и угрозой смерти» должны были пройти те, кто претендовал на «вакансию» жреца в Древнем Египте или в доколумбовой Америке.
Прообраз такого инструмента оценки продавцов, как Mystery Shopping, без которого сегодня не обходится почти ни одна большая торговая сеть, использовался еще в древние времена – владельцами лавок на рынках Древнего Рима и на восточных базарах.
В 2011 же году, а именно – в месяце мае, теме оценки профессионалов различных уровней управления и специализаций посвящен очередной выпуск журнала «Управление персоналом – Украина». В нем эксперты-практики расскажут о том, какие системы, методики и принципы оценки персонала наилучшим образом подходят нашему времени и нашей локации.
С пожеланиями объективных оценок,
Екатерина Вербицкая,
главный редактор,
kv@hrd.com.ua
Комментариев нет:
Отправить комментарий