11 апреля 2013 г.

Кейс "Опыт в помощь"


№ 4 (235) Опыт в помощь

Действующие лица:
Валерия – HR-менеджер компании «ГладКо», а именно – завода по производству бытовой химии.
Нина Дмитриевна – экс-начальник отдела кадров завода, три года назад ушедшая на пенсию.

Лера выполняла монотонную бумажную работу, то и дело поглядывая на настенные часы. К ней вот-вот должна была прийти Нина Дмитриевна – человек, без которого Валерия никогда не достигла бы того уровня профессионализма, которым обладала. Уходя на покой, Нина Дмитриевна, по просьбе директора завода, самостоятельно нашла себе преемницу, передав ей часть знаний и умений, которые накопила за 30 лет работы в отделе кадров. Передать все было бы невозможно физически – и поэтому добродушная женщина после застолья по случаю своего выхода на пенсию оставила Лере все личные контакты и сказала запросто звонить и даже заходить в гости в любое время дня и ночи, по делу или просто поболтать. Валерия, должность которой начальство, следуя новым веяниям, назвало «менеджер по персоналу», оставив прежние обязанности кадровика и добавив новые – HR-а, была благодарна старшей коллеге и с готовностью приняла помощь.
Пунктуальная Нина Дмитриевна вошла в свой бывший кабинет минута в минуту. Обнявшись, заварив чай и открыв коробку конфет, женщины уселись на диван.
– Ну что, Лерок? В «ГладКо» все не так уж и гладко? – подмигнула Нина и подула на горячий чай.
Вздохнув, Валерия призналась:
– От вас не утаишь…
– А тут и ума много не надо, – махнула рукой экс-начальник отдела кадров. – На корпоративе по случаю 20-летия компании я была, все видела. И, конечно, заметила, что у ребят с производства на общем празднике была своя свадьба, у офисных – своя. Причем, зная твою самокритичность, скажу сразу – сценарий ни при чем! Вы с коллегами все отлично организовали. Тут, поверь моему опыту, проблема гораздо глубже – просто на общем мероприятии она стала очевидной. Я права?
– К сожалению, – кивнула Лера. – Когда весь штат работал в помещениях завода, было намного проще следить за целостностью мостика между офисом и работниками производства. Ну, вы и сами это знаете. А с тех пор, как офис переехал в бизнес-центр, все пошло наперекосяк… Хватило нескольких лет, чтобы мост рухнул! Сегодня коллеги из офиса почти не имеют представления о производственных процессах – что, с моей точки зрения, совершенно недопустимо. Думаем вот с коллегами из HR-отдела офиса наладить практику организации экскурсий сотрудников на завод.
– Отличная идея! Но рекомендую сделать и наоборот.
– Зачем? – искренне удивилась Валерия.
– Вот вспомни: что о сотрудниках офиса говорят сотрудники производства? Дай угадаю: что они просиживают в своих кабинетах время, пока труженики занимаются делом. Что вообще непонятно, зачем платить зарплату всем этим маркетологам, продажникам и айтишникам…
– Примерно, – рассмеялась HR-менеджер. – А визиты в офис, при хорошей подготовке, покажут, что на самом деле это не так… Нина Дмитриевна, милая, вы, как всегда, правы!
Сразу после ухода Нины Валерия, пока желание действовать не остыло, связалась с HR-коллегами из офиса и договорилась о встрече, чтобы обсудить новую инициативу, и переключилась на другую задачу.
Компания «ГладКо» никогда не могла похвастаться большими бюджетами на обучение персонала. Но, пережив не самый лучший по финансовым показателям год, в нынешнем году руководство настояло на том, чтобы урезать его до минимума. «Я начинал бизнес с крошечного ларька, и вот погляди – сегодня моя компания в числе лидеров рынка в сегменте. Так что творческий подход и труд все перетрут», – сказал как отрезал генеральный. Валерии ничего не оставалось, кроме как проявить изобретательность, и она решила рассматривать задачу «максимум результата при минимуме затрат» как вызов. Если с обучением soft skills она вполне успешно справилась сама, то с обучением профессиональным дела обстояли хуже. За последние несколько лет штат завода существенно омолодился – многие опытные производственники ушли на заслуженный отдых, проработав на заводе со дня его открытия. Подтягивать элементарные навыки оставшихся работников Лера вполне могла и сама – поскольку они доверяли Валерии и она доносила информацию именно в той форме, которая подходила случаю, очень просто, ненавязчиво и на насущных примерах. Но вот профессиональные, узкоспециализированные навыки… «Жаль, забыла спросить, что по этому поводу посоветует Нина Дмитриевна», – подумала Лера. И ударила себя по лбу.
«Точно! Нина Дмитриевна! Да ответ же очевиден!»
Следуя привычке, Лера схватила ручку и начала письменно излагать слова, которые завтра же озвучит директору:
«Чтобы восполнить пробелы в профессиональных знаниях молодых сотрудников, мы можем использовать ресурс, который до сих пор не рассматривался как полезный. Это наши же сотрудники, вышедшие на пенсию. Компания всегда ценила их вклад в свой успех, находила возможность поздравлять с праздниками и приглашать на мероприятия. Почему бы не найти возможность приглашать их также в качестве учителей, наставников, тренеров? Обучение умению передавать собственные знания потребует инвестиций, вполне подъемных для финансовых возможностей предприятия. И окупятся они сторицей – не говоря уже о других преимуществах, например, в том, что эти опытные мастера будут по-прежнему чувствовать себя нужными и ценными. В дальнейшем вижу возможность создать некое объединение, институт пенсионеров, которые ранее работали на предприятии, ведь если множество компаний создает площадки для экс-работников, ушедших в другие организации, почему бы не создать такую площадку для тех, кто ушел на заслуженный отдых?
Интересно, что в США 1964 г. была создана некоммерческая организация SCORE (The Service Corps of Retired Executives, буквально – «Корпус услуг руководителей в отставке»), объединяющая специалистов преклонного возраста в качестве добровольных консультантов для оказания по­мощи малому бизнесу, который только начал развиваться. В дальнейшем открылись многие организации, подобные этой. Почему бы не взять на вооружение и такой принцип?..»
Перечитав сообщение, Валерия удовлетворенно кивнула, и вдруг вспомнила, что из-за занятости уже несколько дней не поливала цветок, оставленный здесь на память Ниной Дмитриевной, когда та покидала кабинет. Почувствовав укол совести, Лера вскочила с места и поспешила исправлять ошибку.
Подготовила:
Екатерина Вербицкая


Вопросы:
1. Какие действия помогут устранить коммуникационный барьер между сотрудниками производства и офиса, возникший в компании «ГладКо»? Могут ли экскурсии помочь решить проблему, или окажутся бесполезными?
2. Считаете ли Вы идею привлечения пенсионеров, ранее работавших на предприятии, в качестве тренеров для молодых сотрудников удачной? Как эффективно реализовать данную идею?
3. Какие еще возможности в привлечении сотрудников, вышедших на пенсию, существуют?
Ответы экспертов на эти и другие вопросы

Комментариев нет:

Отправить комментарий