30 сентября 2011 г.

16 трендов: программы привлечения и развития для студентов и молодых специалистов

Сегодня бизнес учится мыслить стратегически, и все больше компаний, работающих в Украине, приходят к осознанию необходимости налаживать связи с самыми юными представителями рынка труда. Редакция журнала «Управление персоналом – Украина» обратилась к компаниям, в которых действуют различные проекты по поиску, найму и обучению талантливых молодых людей. Многие из них любезно согласились поделиться опытом – детальный обзор опубликован в октябрьском номере издания.

О своих программах рассказали представители 16 международных и украинских компаний: «3М Украина», GlobalLogic Ukraine, KPMG в Украине, «Мрия Агрохолдинг», «Майкрософт Украина», «МакДональдз Юкрейн Лтд», «Эрнст энд Янг», life:) («Астелит»), Unilever, «Кока-Кола Бевериджиз Украина Лимитед», «Эрсте Банк», «Атлант-М» в Украине, «Джей Ти Интернешнл Компани Украина» (JTI), ДТЭК, «Василь Кисиль и Партнеры», «Шелл» в Украине.

Безусловно, программы различны по целям, форматам, масштабам, инвестициям… Однако выделить ключевые тренды в политиках бизнесов, работающих в Украине, все же можно.

  1. В основном программы, четкая цель которых – привлечение потенциальных молодых сотрудников, создаются в больших компаниях (большинство из которых международные). Действия малых бизнесов ситуативны.
  2. Выделить отрасль рынка, для которой такие программы наиболее актуальны, сложно. По всей видимости, потребности привлечения «свежей крови» равномерны, и зависят скорее от политики и дальновидности компании, а не сферы ее деятельности.
  3. Компании выбирают разные форматы сотрудничества с молодежью (стажировки, открытые и закрытые тренинги, конкурсы, дистанционное обучение, сотрудничество с молодежными ассоциациями и организациями, стратегическое партнерство с вузами, «агентская сеть» студентов в вузах и др.).
  4. Цели компаний хоть и сформулированы по-разному, однако суть всех инициатив одна: идентифицировать кандидатов с высоким потенциалом, заинтересовать их и подготовить для выполнения ключевых бизнес-задач. Многие организации делают акцент на том, что растят прежде всего будущих лидеров – максимально лояльных к работодателю и ориентированных именно на его ценности.
  5. Большинство из включенных в обзор проектов стартовали в 2009–2011 гг. По всей видимости, это тенденция: в последние годы цена вопроса привлечения начинающих специалистов возросла.
  6. Целевая аудитория всех программ из обзора – студенты старших курсов, выпускники и молодые специалисты. При этом, например, компания «Эрнст энд Янг в одном из проектов фокусируется именно на КНЭУ им. В. Гетьмана, «Майкрософт Украина» для одной из программ рассматривает также выпускников бизнес-школ.
  7. Средний возраст участников программы – 18–23 года. Но GlobalLogic Ukraine, например, не ставит рамок (в силе того, что в компании нет четких разграничений целевых категорий проектов).
  8. Можно выделить два ключевых требования к знаниям, умениям, навыкам кандидатов: высокий уровень владения английским языком (этот пункт отметили почти все) и успехи в учебе (особенно по предметам, профильным для позиции, на которую претендует человек).
  9. Из требований к личностным критериям преобладают: активная социальная позиция, энергичность, мобильность, лидерские качества, инициативность, обучаемость, целеустремленность.
  10. Далеко не все студенты, принимающие участие в программах, попадают в штат. В среднем компании приглашают на работу от 30 до 50 % участников с лучшими результатами. Однако очевидно, что молодые люди в любом случае получают преимущества – хотя бы ценный опыт. Некоторые респонденты (а вероятнее всего даже все – просто не каждый об этом написал) рассматривают программы стажировок и другие развивающие проекты для студентов как часть корпоративной социальной ответственности.
  11. Без инвестиций, безусловно, не обойтись. Большая часть компаний не назвала конкретных сумм, которые вкладываются в программы (да и не все ведут точные подсчеты), но финансовые вливания нужны в любом случае – как минимум в виде времени опытных сотрудников, которое тоже стоит дорого.
  12. Координаторами всех проектов, перечисленных компаниями, являются представители функции HR.
  13. В реализацию же проектов вовлечены не только HR-ы, но и ведущие профильные специалисты, руководители и даже первые лица бизнесов.
  14. Выгод, которые компании, по их информации, получают в результате таких проектов, не счесть: развитие бренда работодателя, подтверждение имиджа социально ответственного бизнеса, возможность использовать в решении реальных проблем новые взгляды и непривычные предложения… Цель, опять-таки, едина: получить высокомотивированных, лояльных, эффективных молодых сотрудников, будущих лидеров, которые поведут своих работодателей к успеху.
  15. Среди сложностей компании отметили: невысокий уровень традиционного высшего образования, необходимость вкладывать большие человеческие, временные и финансовые ресурсы, сложности в убеждении руководителей (не все понимают важность привлечения молодых специалистов и не все хотят тратить на них свое время), личностные качества студентов (например, пассивность и неуверенность многих из них).
  16. Планы компаний относительно будущего программ найма и развития студентов и молодых специалистов – самые грандиозные. Все отметили, что планируют их развивать. Притом что у многих уже была возможность взвесить «за» и «против» таких проектов, ведь они функционируют не первый год.

Подготовила
Екатерина Вербицкая

Комментариев нет:

Отправить комментарий