На протяжении 2009 годы тренинговые провайдеры, желая оказаться в тренде, предлагали «антикризисные» методики обучения. Не все методики оказались антикризисными – чаще всего клиентам предлагался стандартный тренинг по продажам или по технике общения, «приправленный» новой аннотацией или дополнительным рекламным сопровождением. Сегодня, в период рецессии, актуальными остаются «старые добрые» тренинги по продажам, популярно обучение технике контроля «дебиторки» и возврату долгов, «изюминкой» считаются тренинги по управлению стрессом и конфликтами.
Понятно, что среди предложений от тренеров легко растеряться. При ограниченном бюджете на обучение, мы предпочитаем не платить вообще, чем платить за непрозрачную услугу. При этом возникает вопрос: а не проще ли «пересидеть» кризис рынка и дождаться, когда появятся достойные предложения?
Прежде всего, отмечу: в ближайшем будущем платить за обучение все равно придется. Современный бизнес требует постоянного совершенствования от любого собственника и менеджера. Те компании, которые планируют «пересидеть» без обучения сегодня, скорее всего до «завтра» просто не дотянут. Как выбрать достойный продукт, максимально обезопасив себя от риска разочарований, и получить качественный пост-тренинговый результат при разумных затратах?
Я предлагаю проводить отбор T&D провайдеров на основе тех вводных данных, которые распространяет провайдер о себе. Распространение информации у большинства компаний происходит на основе PR-кампании. А связи с общественностью у любого бренда реализуются через СМИ, событийный PR и неформальные коммуникации.
Средства массовой информации.
В случае с тренинговыми провайдерами это - печатные СМИ и социальные медиа. Радио и ТВ «не достают» до целевой аудитории на рабочих местах. Каким образом организовывается сотрудничество с масс-медиа для получения объективных данных о том или ином провайдере?
Большинство из нас сотрудничали или сотрудничаем с отраслевыми изданиями. Кто-то является подписчиком журналов по развитию и обучению, кто-то выступает постоянным автором таких изданий. И все мы рано или поздно встречаем в этих изданиях публикации от тренеров, бизнес- или лайф-коучей, консультантов. Ошибочно считать, что такого рода материалы публикуются только на правах рекламы. В качестве примера из собственной практики отмечу, что план будущего материала от автора издания согласовывается с редакцией, тема выбирается с учетом плана публикаций на год, а соответственно план формируется, исходя из «обратной связи» от читателей. Что это значит? Если интересующие Вас моменты из жизни внешних провайдеров рынка отсутствуют в статье от этого провайдера в отраслевом издании, значит, Ваше мнение по этому поводу редакции неизвестно. Значит, это мнение нужно озвучивать.
В качестве варианта повышенной срочности можно попробовать такой способ сотрудничества с масс-медиа. Запросите интересующую Вас информацию о провайдере у редакции издания. У представителей прессы гораздо больше способов добиться правды, чем у HR-а, которого поставщики услуг рассматривают только как потенциального покупателя.
Событийный PR.
Это и пресс-пакеты на мероприятиях, и мастер-классы, промо-семинары и вебинары, он-лайн конференции, круглые столы. Здесь формируется наше brand experience - субъективное впечатление о поставщике услуг. На основе этого впечатления строятся и дальнейшие отношения с провайдером.
Естественно, выбор тренинга чаще всего происходит, исходя из личного впечатления. Для того, чтобы составить объективное мнение о поставщике услуг, стоит отследить публичную деятельность потенциального партнера по обучению. Наименее прозрачны те события, которые изначально ориентированы на продажу услуги в краткосрочной перспективе (мастер-классы, пробные коуч-сессии). Более-менее объективную информацию можно получить во время семинаров и вебинаров, ориентированных на широкую аудиторию. И, наконец, дополнят объективное впечатление о провайдере наблюдения за его деятельностью во время отраслевых выставок, круглых столов, конференций. На таких мероприятиях, особенно за кофе-брейком или во время неформального общения, поставщик услуг в случайных фразах и вскользь упомянутых эпизодах из профессионального опыта скажет вам намного больше, чем при переговорах или проведении презентации.
НФК (неформальные коммуникации).
Это единственный путь, на котором в формировании имиджа бренда участвует активный сектор целевой аудитории – распространяя слухи, делясь впечатлениями. При известной активности клиент провайдера, общаясь с коллегами и донося обратную связь до поставщика услуг, помогает, во-первых, улучшить качество услуги, во-вторых, снизить цену на нее. Этот путь влияния на провайдера достаточно продолжителен и размыт во времени, но зато самый результативный. Поскольку, однажды «сбив» цену и вытребовав скидку для своего коллектива при первом заказе, мы не застрахованы от взвинченной цены на следующую услугу провайдера, которая может понадобиться в необозримом будущем. А, создавая неформальный имиджа провайдера, мы стимулируем поставщика услуг оперативнее откликаться на наши потребности – будь то в вопросах цены или качества.
В завершении процитирую коллегу по рынку печатных медиа – арт-директора одного из корпоративных изданий: «Можно купить умения и навыки, но страсть к делу своей жизни не приобретается ни за какие деньги…» Думаю, эта реплика в равной мере относится и к провайдерам по развитию и обучению, и к их клиентам. Даже если когда-нибудь за столом переговоров встретятся провайдер и клиент, оба – с высоким уровнем компетенций и требований, - вряд ли сотрудничество будет успешным без умения слушать и говорить.
Светлана ФАЛЕВА (Я - перший, № 5, май 2010)
Комментариев нет:
Отправить комментарий