Если посмотреть на это определение с позиции одного из лучших достижений современного HR – управления по компетенциям, то мы увидим весьма близкие аналогии.
Действительно, поведение сотрудника, нарушающее нормы, желаемые для компании и описанные в ее модели компетенций, причиняет бизнесу реальный финансовый ущерб.
Девиантное поведение с точки зрения психологов, по определению, всегда вызывает отрицательную оценку других людей (осуждение, социальные санкции). К поведению сотрудника, нарушающему вашу модель компетенций, увы, это относится далеко не всегда.
Если в фактически сложившейся корпоративной культуре компании поощряется правильное поведение, вам повезло. В практике отечественных компаний сотрудники слишком часто демонстрируют «синдром семиклассников»: с удовольствием действуют против руководителя, покрывая друг друга – точь-в-точь как школьники-подростки объединяются против учителя. Это свидетельствует о недостаточной личностной зрелости и значительно затрудняет (вплоть до полной невозможности) реальное, а не бумажное внедрение модели компетенций в бизнес.
Вывод – до начала внедрения модели компетенций стоит заняться диагностикой типа корпоративной культуры. Иначе можно потратить впустую собственное время и деньги компании. Кому от этого будет хорошо?
Если вдуматься, то из вышесказанного становится понятно, почему оценка компетенций невозможна через тестирование. Потому что иногда оцениваемый, отвечая на вопросы о своем прошлом поведении, врет. Много или мало, осознанно или нет.
Осознанно – когда, например, нужно получить определенную работу (должность, оценку и т.п.) во что бы то ни стало. Или хочется.
Неосознанно – когда человек не старается намеренно ввести вас в заблуждение, а искренне верит, что обладает некими выдающимися качествами. К сожалению для HR-ов, такая неосознанная вера «имеет место быть» в подавляющем большинстве случаев. Рекомендую всем, кто стремится стать HR-директором, прочесть блестящую книгу Гарри Беквита Selling the Invisible – несмотря на то, что издание позиционируется как руководство по маркетингу (есть русский перевод – Г. Беквит, «Продавая незримое»). Как справедливо отметил великий автор, «Тhe average American believes he is not». То есть средний американец уверен, что вот он-то как раз и не средний. Мы систематически считаем себя лучше, чем есть на самом деле. Масштаб проблемы можно проследить на примере, приведенном в той же книге – 94 % преподавателей в университетах США уверены, что они «преподают лучше своего среднего коллеги».
Осознанно или неосознанно оцениваемый говорит о себе неправду, в обоих случаях попытка доверить оценку поведения формальному тесту (бумажному или компьютерному) гарантированно приводит к снижению надежности получаемых результатов. Только опытный интервьюер способен почувствовать обман в первом случае или завышенную самооценку во втором и скорректировать дальнейший ход интервью.
Издатель HRD,
Управляющий партнер HR Center
Комментариев нет:
Отправить комментарий