26 мая 2010 г.

Ситуация: Кандидат «на потом»

Действующие лица:

Великий Лев – президент управляющей компании холдинга «Зауралье» и его единоличный владелец. После удачной продажи золотого рудника вложил почти все вырученные от сделки деньги в инвесткомпанию «Сила Мысли».

Медведь – генеральный директор инвестиционной компании «Сила Мысли». Цель проекта – перспективные вложения в новые рискованные бизнесы.

Смелая Белка – директор по работе с персоналом компании «Сила Мысли». Молодой, но довольно перспективный HR, ученица и союзник гендиректора.

Умный Пес финансовый директор инвестиционной компании «Сила Мысли». Перспективный и ценный профессионал.

Жадный Удав – экс-финансовый директор «Дальнего Леса» – компании, в которой несколько лет назад работали Медведь и Белка.


Смелая Белка по просьбе гендиректора вошла в его кабинет. Медведь сидел на подоконнике у открытого окна и, очевидно, предавался размышлениям. HR деликатно окликнула шефа, и тот, оглянувшись, жестом пригласил ее присесть.

– Проходи, милая. Почему уставшая такая?

– Эх… День неудачно начался. Пожаловала к нам на собеседование претендентка на позицию бухгалтера. Опыт подошел, предложение и ожидание по зарплате сошлись, профессиональные качества Пес оценил по достоинству. А уже в конце интервью, когда я спросила, замужем ли она и есть ли дети (просто чтобы предупредить, что у нас авралы бывают, чего греха таить), раскричалась. Мол, это не наше дело и она никогда не станет работать в компании, которая вмешивается в ее личную жизнь. Удалилась, громко хлопнув дверью. Даже штукатурка посыпалась.

– Не бери в голову – что поделаешь, издержки профессии. У меня к тебе более важное дело есть.

Директор по персоналу удобнее устроилась в кресле:

– Я вся внимание, Михал Николаич.

– Прежде всего, скажу: как ты помнишь, финансовые результаты «Силы Мысли» за первый квартал весьма обрадовали не только меня, но и Великого Льва. Результатов за второй квартал, не буду скрывать, мы с Владыкой ожидаем еще более оптимистичных. В этом, безусловно, есть и твоя заслуга: костяк команды инвестменеджеров сформирован на «отлично».

Медведь замолчал. Заинтригованная Белка, поерзав на месте, нетерпеливо поторопила:

– И…?

– Значит, если мечты станут явью, полагаю, скоро мне понадобиться правая рука.

– А меня куда?

– Ты останешься, – рассмеялся гендиректор, глядя на затаившую дыхание коллегу, и дружелюбно добавил: – Я имею в виду исполнительного директора.

– О! – облегченно кивнула HR. – Я и сама об этом уже задумывалась – если вы загрузнете в тактике, кто о стратегии позаботиться?

– Грубо говоря, да, – едва заметно улыбнулся шеф. – Есть кто-то достойный на примете?

– Ну, навскидку не скажу… Пораскинуть мозгами нужно. Так что? Ваши слова мне воспринимать как заявку на подбор?

– Нет, рано еще. Скорее, как пищу для размышлений. Реальная потребность появится через полгода – не раньше. Но поиск подходящего звена в верхушку быстро и не происходит, правда? На сегодняшний день задача такова: четких предложений никому не делать, официальных заявлений – тоже, тем не менее сети потихоньку расставлять. Чтобы, как только будет необходимо, позвонить конкретным кандидатам, провести встречи – и к станку. А не бегать в панике и шантажировать рекрутеров с возгласом «Быстрее!» Сумеешь?

– Могу, конечно, «проговориться», кому нужно… Но что это даст?

– Поверь мне, многое, – ухмыльнулся генеральный. – Не только ведь мы с Владыкой такие умные – знаем, какие капиталы сможем заработать в перспективе.

* * *

Слова Медведя оказались пророческими. После того, как слух был пущен, Белка стала получать, хоть и не слишком часто, звонки: от консультантов с предложениями взять на себя почетную миссию поиска исполнительного директора; от знакомых топов, выражающих готовность занять эту позицию; от подающих надежду менеджеров «среднего звена», держащих «ушки на макушке». А в кабинете Медведя в один прекрасный день раздался звонок, которого не ожидал даже он сам.

– Ну, здравствуй, Миша, – раздался в трубке хриплый голос Жадного Удава. – Как твое ничего?

– Хм… Я уже говорил при нашей последней встречене дождешься, – хохотнул гендиректор «Силы Мысли». – Чем обязан?

– Что, не рад слышать бывшего соратника?

– Рад, конечно – как-никак, почти четыре года не знались… Несмотря на то, что покинул ты меня, на золото столичное поведшись. Причем не в самую легкую минуту. А ведь я тебе и полномочия, и перспективы, и МВА оплатил…

– Хватит, Миша. Деньги за МВА я тебе вернул – потому не сгущай краски. А на одних только перспективах далеко не уедешь. А вот на иномарке, которую мне в столичной компании предложили, – вполне. Давай лучше просто пообщаемся, а?

Удав, родной… Я же тебя насквозь вижу. У таких, как ты, ничего просто так не бывает. Помнишь, сам же напевал: без монет и смысла нет…

– Экий ты злопамятный! Что ж, признаюсь: скучно мне стало, Миша. Тоска тут, в столице, зеленая. Прошло время, когда я только денег хотел – порезвиться бы теперь, поконкурировать… И как только я это понял – представь себе – услышал, совершенно случайно, что ты себе зама ищешь. Вот и решил поинтересоваться: может, сработаемся?

Медведь вздохнул. А его бывший коллега поспешил заполнить паузу:

– Думаешь, не потяну? Да ты как никто другой мою хватку знаешь!

Да не в этом дело, Удав. Как профессионал потянешь – без сомнений. Только, знаешь ли, дважды в одну реку не войдешь. Уходя, уходи – очень мудро сказано. И не возвращайся. Ты свой выбор сделал – и это замечательно! Но как партнеру я тебе больше не верю, понимаешь? А без доверия работать нельзя.

На том и простились…

* * *

Месяц спустя, во время традиционной беседы, Медведь поинтересовался у Белки, как продвигаются поиски кандидатов.

– В родном Зауралье управленцев нужного нам уровня нет – в этом я убедилась, – нехотя призналась она. – Думаю, разведаем в столице, а то и вообще за границей. Где-то далеко, одним словом.

В этот момент дверь открылась, и в кабинет заглянул Умный Пес:

– Утро доброе! Михал Николаич, отчет я доделал и по почте скинул.

– Уже? – вскинул брови генеральный. – Молодец…

Пес ушел, и в офисе повисла пауза. Медведь и Белка переглянулись.

– Итак, искать будем или очень далеко… Или очень близко. Гениально! Пес же есть! И как я прежде о нем не подумала? – воскликнула директор по персоналу. – Вырос в компании – от бухгалтера до финдиректора. Ответственный, трудолюбивый, вовлеченный. Отличный аналитик и администратор. Здоровые амбиции есть, но все они подтверждаются результатами…

– Верно, только вот как лидер он не силен, и в инвестиционном бизнесе… Разбирается, конечно, но настолько, чтобы стать моим замом? Нет. Может, еще на наших инвестиционных менеджеров посмотреть? Они суть бизнеса изнутри отлично знают – все на своей шкуре прочувствовали.

– Не вопрос, но… Они ведь не так давно с нами работают, как Пес – тот и огонь с «Силой Мысли» прошел, и воду, и кризис…

Гендиректор, почесав подбородок, задумчиво произнес:

– Подумаем. Говорят, это вредно для здоровья… Зато полезно для бизнеса.


Подготовила: Екатерина Вербицкая


Вопросы к экспертам:

1. Расскажите о своих взглядах на этику интервьюера. Чего Вы бы никогда не спросили у кандидата, а какие личные вопросы, наоборот, задавать следует обязательно? От чего это зависит?

2. Какие шаги следует предпринять, если потребности в специалисте на данный момент нет, но компания уверена, что она появится в ближайшие несколько месяцев? Стоит ли формировать пул кандидатов «на потом»?

3. Поддерживаете ли Вы позицию Медведя, который отказался сотрудничать с «возвращенцем»? Рассматривали ли бы Вы Удава как кандидата на пост исполнительного директора «Силы Мысли», учитывая его ключевые мотивы четыре года назад и факт ухода из компании (притом, что в профессиональных качествах Медведь уверен)?

4. Кому Вы отдали бы предпочтение как претенденту на должность исполнительного директора – Умному Псу, одному из успешных инвестиционных менеджеров или все же продолжили бы поиски на рынке?

Комментариев нет:

Отправить комментарий