12 января 2012 г.

Кейс "Что-то тут не сходится…"

Максим Андреевич Птах – генеральный директор производственной компании «Кредус». Талантливый экономист, молодой руководитель, свято верящий в высокие принципы корпоративный демократии.

Инна Шевченко – первая и пока что единственная в «Кредусе» HR-менеджер, недавно пришедшая в компанию.

Мария Смешкова – директор по маркетингу № 1, построившая в организации успешную карьеру.

Иван Грач – директор по маркетингу № 2, заменивший Марию Смешкову на должности.


Услышав стук в дверь своего кабинета, Максим Андреевич тут же отвлекся от изучения документов и пригласил гостя войти. На пороге появилась Мария – и генеральный жестом указал коллеге на мягкое кресло:

– Присаживайтесь, Машенька. Вы почему такая бледная? Выпьете крепкого чайку? Я сейчас попрошу…

Гендиректор потянулся к кнопке селектора, но собеседница его остановила:

– Максим Андреевич, не нужно… Чай мне… Как бы это сказать… Не поможет.

Эмпатичный шеф участливо спросил:

– А что поможет?

– Не буду ходить вокруг да около… В общем, я ухожу в декрет.

Максим замер, но лишь на мгновение – потому что тут же расплылся в улыбке:

– Так я вас поздравляю! Когда планируете уходить? Вы должны понимать, что я ни в коем случае не лезу в вашу личную жизнь и разделяю вашу радость, но как руководитель обязан позаботиться о замене. Временной, разумеется. Пока вы не вернетесь.

Облегченно вздохнув, Мария пообещала:

– Если все будет хорошо, в декрет я уйду месяцев через пять. А вот вернусь через года два, не раньше…

Максим Андреевич задумался, а затем уверенно кивнул:

– Договорились. Можете идти.

Как только дверь за Машей закрылась, директор вызвал к себе HR-менеджера. И, объяснив ситуацию, сразу ее предупредил: речи о том, чтобы назначить временным руководителем кого-то из подчиненных Марии, быть не может – поскольку они «слишком уж зеленые». Потому шеф постановил: потихоньку подыскивать замену на рынке – но только сразу предупреждать кандидатов, что работа ограничена в сроках: как только Маша вернется из декрета, она займет свою должность. И точка.

– Мария Смешкова – это наша гордость, – пояснил генеральный Инне, которая еще не успела детально ознакомиться с кадровой историей своего работодателя. – Наглядный пример того, как в «Кредусе» можно сделать карьеру – а любому бизнесу, как вы наверняка знаете, нужны истории успеха. Маша пришла к нам на должность секретаря ресепшна. Ее карьерной рост был достаточно последовательным: работала моим ассистентом, ассистентом отдела продаж, ассистентом отдела маркетинга… В этом направлении добралась до позиции специалиста по маркетингу, хотя не имеет профильного образования. Именно в этой должности Смешкову заметили и начали целенаправленно готовить для назначения на пост начальника отдела маркетинга. Примерно через полтора года она ее заняла. Компания расширялась, потребность в директоре по маркетингу становилась все более явной… В том, кого назначить на нее, сомнений не было – конечно, Машу, которая на тот момент работала в компании уже семь лет… Что мы и сделали полгода назад. Мария внесла большой вклад в развитие нашего бизнеса, отдала ему очень много сил. А потому, когда она вернется, мы примем ее с распростертыми объятиями – иначе и быть не может.

HR менеджер вежливо выслушала шефа – и про себя признала, что история хоть и красивая, но что-то в ней явно не сходится… С одной стороны, назначение оправдано: ведь в развитие Марии за семь лет было инвестировано столько времени и ресурсов… С другой стороны, выходило, что такой стратегически важной для компании функцией, как маркетинг, по сути управлял руководитель-самоучка… Однако виду Инна не подала. И принялась обдумывать, с чего начать формулирование требований к кандидатам.

* * *

Через два месяца Инна Шевченко каждый день мысленно хвалила себя за то, что не стала тянуть с поиском временного директора по маркетингу – Мария Смешкова ушла в декрет гораздо раньше, чем планировала, но HR-у к тому времени удалось широко раскинуть сети, чтобы оперативно найти ей замену. Опытный маркетолог Иван Грач вышел на работу и с энтузиазмом принялся перенимать дела у Маши, раде такого дела приходившей время от времени в офис. Но не прошло и недели, как расстроенный Иван пожаловал в кабинет Инны Шевченко и с порога заявил:

– Зря вы так схитрили.

Ошарашенная HR-менеджер воззрилась на собеседника, и тот объяснил:

– Я шокирован. Внутренние маркетинговые процессы в компании не просто недостаточно развиты – они примитивны. Чтобы не быть голословным, я завтра же представлю генеральному директору сравнительный анализ того, что здесь до сих пор называли маркетингом, и того, что такое маркетинг на самом деле. Функцию нужно будет развивать пусть не с нуля, но с единицы – это точно. Я не против – мне нравятся такие задачи. Но их нужно было ставить, так сказать, еще на берегу! Почему вы молчите?

Инна взяла себя в руки и как могла успокоила нового руководителя, попросив, как только сравнительный анализ будет готов, при отправке поставить в копию и ее.

«Ошибка самодельного топ-менеджера», допущенная компанией «Кредус», стала отрезвляющей для ее руководителя. Лояльный Максим Андреевич долго думал, как поступить, поскольку хотел «и остаться человеком, и сохранить лицо руководителя»: он надолго запирался в кабинете, чтобы взвесить все «за» и «против» и решить-таки свою человеческо-управленческую дилемму. Решение делось нелегко, но он его все же принял: новый директор по маркетингу занял должность на постоянной основе, а Марии было предложено вернуться в компанию на должность специалиста. Однако она его сразу отвергла.

После этой ситуации Инне не составило большого труда убедить Максима Андреевича в том, что бизнес нуждается в формировании кадрового резерва – чтобы уход руководителей не становился для компании катастрофой. Ей удалось доказать генеральному директору, что кадровый резерв позволит уберечься от подобных проблем в будущем – и оказалась права. Потому что проблемы стали совершенно другими…

Программа работы с кадровым резервом, составленная HR-менеджером, предполагала формирование двух категорий: оперативного КР (ОКР) и стратегического КР (СКР). Первый был направлен на «здесь и сейчас» – сотрудники, вошедшие в него, по сути были и. о. своих руководителей. Тех же, кто вошел в СКР, готовили на руководящие должности в более далекой перспективе. Имена людей для ОКР и СКР для одной и той же должности, по большей части, были разными: это означало, что сотрудник ОКР был временной заменой (более опытный, но не перспективный), как бы «второсортной». Именно данная группа сотрудников стала активно тормозить реализацию программы, всячески мешая развитию кандидатов СКР – менее опытных, но, по мнению руководства, более перспективных. В то же время на должностях, где ОКР и СКР кандидатуры совпадали, прогресс в развитии профессионализма был ярко выражен. К сожалению, «дуальных» мест в кадровом резерве (с двумя резервистами) было больше. Общими усилиями «опытные, но менее перспективные» остановили и свели на нет всю программу развития КР, отказавшись передавать опыт «неопытным, но более перспективным». Такая «стихийная диверсия» резервистов заставила руководство компании временно махнуть на вопрос развития кадрового резерва рукой. Однако ситуация с Марией была еще слишком свежа в памяти – в частности благодаря Ивану, который регулярно о ней напоминал, и которому пришлось выстраивать функцию маркетинга в экспресс-режиме. А потому Максим Андреевич и Инна пошли по другому, менее опасному пути: не отказываться от кадрового резерва, но формировать его более мудро. И, вероятно, на этот раз они выберут нужный путь – причем не факт, что он будет более сложным…

Редакция благодарит HR-эксперта Наталию Звереву за помощь в подготовке HR-кейса

********************************************************************

  1. По каким причинам, на Ваш взгляд, в компании «Кредус» произошел столь серьезный сбой с назначением на должность директора по маркетингу? Как упредить проблемы такого рода?
  2. Какие ошибки допустила компания, формируя кадровый резерв?
  3. Может ли быть эффективным разделение сотрудников на две категории – оперативный и стратегический КР? Если да, каких правил нужно придерживаться, чтобы такое решение стало удачным для компании?
  4. Какие дальнейший шаги Вы посоветуете компании «Кредус», чтобы в ней был-таки создан нужный пул талантливых руководителей?

Ответы экспертов на эти и другие вопросы читайте в январськом номере журнала "Управление персоналом - Украина"

Комментариев нет:

Отправить комментарий