7 марта 2014 г.

Lifelong Learning: концепция, выработка привычки


 
SydarkinАлександр СУДАРКИН,
руководитель направления консалтинга и тренингов
Pucelik Consulting Group

Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным.
Константин Симонов
Обучение на протяжении всей жизни – это «Постоянное, добровольное и самостоятельно мотивированное стремление к знаниям либо по личным, либо по профессиональным причинам». Так звучит цитата, впервые высказанная Департаментом Образования и Науки Ирландии, Дублин, в 2000 г. Оно необходимо, по­скольку не только улучшает социальную вовлеченность человека, его активную гражданскую позицию и саморазвитие, но также способствует устойчивости в жизни, в противовес постоянной конкуренции и стремлению лишь к трудоустройству.
Истоки этой концепции можно найти в термине «учащиеся всю жизнь», созданном
Л. Уоткинс и использованном профессором К. Тейлором в миссии районной школы Temple City в 1993 г. Они говорят, что обучение не заканчивается на школьной скамье или в детстве, но и продолжается на протяжении всей жизни в целом ряде ситуаций. За последнее время стало очевидно, что обучение нельзя разделять по признаку места и времени, когда знания получаются (например, только в школе или другом учебном заведении), и места и времени, когда знания применяются (например, на рабочем месте). Вместо этого обучение становится процессом, который происходит всю жизнь, в ходе нашего общения с другими людьми и с миром вокруг нас.
Стоит ли останавливаться в своем развитии, закончив шко­лу? Или – узнав свои результаты теста на IQ? Ведь, казалось бы, тест показывает ваш уровень умственных способностей, и все? Но нет, А. Бине, изобретатель IQ-теста, говорил в своей книге «Современные идеи о детях» так: «Некоторые современные философы… утвержда­ют, что индивидуумы наделены фиксированным количеством умственных способностей, и это количество нельзя увеличить. Мы должны реагировать и протестовать против такого бесчеловечного пессимизма… С помощью практики, обучения и прежде всего методики мы способны улучшить наши внимание, память, суждения, и стать более умными, чем были прежде».
Современная экономика, да и весь современный мир отличается невероятной скоростью изменений. Количество изобретений, особенно в области ин­формационных технологий, за последние 10 лет переворачивает образ жизни людей, их мышления и темп жизни. Если еще 20–30 лет назад человек мог себе позволить окончить школу, затем среднее или высшее учебное заведение, и дальше с небольшими отлучками на повышение квалификации всю жизнь заниматься одной и той же профессией, причем при этом жить хорошо – сейчас это скорее исключение, чем правило. В со­временном мире не редкость, если человек на протяжении своей жизни меняет специаль­ность четыре–пять раз. А это предполагает не просто наличие знаний – невозможно предугадать, какие знания вам понадобятся через пять–десять лет. Это предполагает навык, который один из отцов современной кибернетики Г. Бейтсон называл термином «Обучение-2» или попросту – навык учиться.
В жизни и в мышлении людей очень важную роль играют установки или убеждения. Если мы во что-то верим, считаем нечто правильным, то и вести себя будем соответственно. Убеждение в том, что качества человеку даны один раз и навсегда – или «установка на данность», как ее называет автор недавно вышедшей книги «Гибкое сознание»
К. Дуэк – предполагает, что человек не верит в то, что он может развиваться. И лишь самоутверждается, пытаясь до­казать, что полученных ему при рождении качеств достаточно, чтобы быть успешным. Но есть и другая точка зрения, – установка на рост. Она предполагает, что качества, полученные человеком с самого начала – это лишь отправная точка, стартовая площадка для развития человека.
Если посмотреть биографии многих великих людей, то оказывается, что изначально они были совсем не такими успешными. Например, учитель музыки сказал, что Л. Бетховен как композитор безнадежен. О. Роден трижды проваливал экзамены в школу искусств, а Э. Карузо его учитель говорил, что у того нет голоса, и петь он не сможет.
Г. Форд безуспешно начинал бизнес пять раз, и любил говорить, что честная неудача не позорна. У. Диснея изгнали из газеты за отсутствие креативных идей и фантазии, а после этого он не раз заканчивал бизнес банкротством. М. Монро продюсер назвал абсолютно не привлекательной, а «Битлз» отказали в студии звукозаписи из-за плохого звука. Но, пожалуй, наиболее показательной явля­ется история Х. Сандерса. Наряду с McDonald’s, бренд KFC может считаться одним из наиболее узнаваемых торговых марок фастфуда. Представьте, что рецепт этих самых жареных цыплят отвергли 1 009 рестораторов и владельцев кафе, и только в 1 010 раз полковнику в отставке Сандерсу повезло.
Ряд исследований показывают, что успешные люди также чаще считают, что какие-либо неудачи в их жизни происходят из-за того, что они были недостаточно упорны, либо чего-то не знали. Тяга к образованию часто свойственна успешным людям. Правда, они в основном стремятся не к образованию ради образования, или ради разгадывания кроссвордов, но ради решения определенных задач, с которыми они сталкиваются в жизни. Одна из особенностей мышления людей с т. н. мотивом достижения, о которой в своей работе «Мотивация человека» говорит профессор Д. Макклелланд. Она состоит в том, чтобы видеть свои внутренние ограничения. Если профессионал видит ситуации, в которых он чего-то не знает, то он будет предпринимать шаги, направленные на преодоление таких ограничений. Попросту – будет изучать то, что он еще не знает. Таким образом, рождаются знания на стыке специальностей, в смежных областях, в отличие от узкой специализации, характерной для специалистов прошлого века.
Информационные технологии позволили преодолеть еще два ограничения на пути к постоянному образованию: географическое и финансовое. Не секрет, что лучшие профессора всегда стремились преподавать в качественных (и довольно дорогих) учебных заведениях. Конкурс туда высок, да и человеку старше 25 уже непросто выделить целых два года жизни и соответствующую сумму на получение дополнительной специальности. Но с 2008 г. наблюдается тенденция в области массированных открытых онлайн-курсов (МООК), в которых преподаватели лучших учебных заведений мира предлагают видеоуроки в рамках какого-либо специализированного курса.
Целый ряд учебных заведений, таких как Стэнфордский университет, Гарвардский университет, MIT и другие предлагают курсы своих профессоров через т. н. учебные платформы. Их названия уже давно на слуху: Coursera, Udacity, edX, NovoED и другие.
Эти курсы предлагаются, как правило, бесплатно. На некоторых учебных платформах, если хотите получить заверенный сертификат, у вас попросят не­большую сумму, в размере $ 20–30. При этом вы учитесь в рамках коротких лекций, по 15–20 минут каждая, проходите онлайн-тесты, а затем сдаете что-то вроде экзамена, чтобы закрепить материал курса. Большинство курсов пока что предлагаются на английском, однако русскоязычная высшая школа также начинает создавать нечто подобное. Бизнес, социология, искусство, юриспруденция –  направления, которые человек может изучать на протяжении всей жизни.
Мы часто хотим чуда. И такое ожидание чуда связано и с постоянным обучением, в том числе. Многие из нас, наверное, мечтали выучить иностранный язык. И не приступали, просто потому, что он не был нужен. А просто так, про запас, учиться не хотелось – вечно возникают бо­лее важные дела. Это же стоит учитывать и при обучении на протяжении всей жизни – изучайте то, что вам действительно нужно. Либо то, что может понадобиться в ближайшем будущем, если вы планируете сменить профессию, за­няться новым направлением работы, или каким-то хобби.
Чтобы обучение было эф­фективным – его лучше не прекращать. Как только вы окончили вуз или бизнес-школу – поставьте себе цель, которую вы хотите достичь, и опишите те знания, которые вам необходимы. Вы можете создать для себя систему метрик, показывающую, что вы двигаетесь к цели: знание определенных тем, умение вы­полнять определенные, новые для вас задачи. Сейчас также доступно достаточно большое количество рассылок по интересующим вас темам. Практически каждый уважающий себя эксперт не только пишет статьи в научных и труднодоступных для обычного читателя журналах, но и ведет блог или колонку в журнале для широкой публики, создает свой список рассылки, в Интернете можно найти подкасты или видеоуроки. Выделите 20–30 минут в день на то, чтобы изучать что-то новое, как будто вы ходите на лекции в университете. И через пять– шесть недель обучение вновь войдет в привычку. Этого будет вполне достаточно, чтобы развиваться, изучать новые темы, и быть востребованным специалистом.
Есть еще один хороший повод постоянно учиться. Некоторое время назад в одном северном штате США исследователи заинтересовались необычным долголетием в ордене School Sisters of Notre Dame. Оказалось, что жизнь монахинь этого ордена посвящена обучению на протяжении всей жизни. Многие из них, будучи в возрасте далеко за 70, продолжали посещать кружки по астрофизике, биологии и другим наукам. При этом гораздо реже нас, обычных людей, страдая от болезни Альцгеймера, инсультов и прочих возрастных заболеваний. Оказалось, что правила ордена гласили, что «праздный мозг – место для отдыха дьявола». И сестры всю жизнь учатся, многие из них – учат, и живут по 85, 90, а то и 100 лет. Мозг – такой же орган, как мышцы, и если его тренировать – он будет вам верно служить.
Помните также, что лучший способ научиться чему-то – научить этому других.
Всегда есть люди, которым тоже интересна тема, и которые разбираются в ней не так хорошо, как вы. Это могут быть студенты учебного заведения, который вы когда-то заканчивали. Поверьте, декан будет рад организовать гостевую лекцию для теперешних студентов. Могут быть дети в школе, которая находится рядом с вашим домом, или участники какой-то молодежной организации. А могут быть и коллеги, сотрудники вашего или соседнего отдела, которым для работы нужны новые знания по какой-либо теме. И когда будете готовиться к небольшому уроку, докладу или выступлению для них, то сами изучите новый для вас материал, подготовитесь и будете знать его гораздо лучше, чем если бы просто сидели перед компьютером.
Помните, что обучаясь сами всю жизнь и обучая других – вы делаете себя успешнее, здоровее, а жизнь людей вокруг вас – лучше.
Например, специалист в области образования К. Уайт считает, что люди, которые учатся всю жизнь, получая академическое и профессиональное признание, как правило, находят более высокооплачиваемые виды занятости, оказывая финансовое, культурное и предпринимательское влияние на общество вокруг себя.

Чтобы приобрести этот номер журнала, обратитесь в редакцию

Комментариев нет:

Отправить комментарий