30 марта 2010 г.

И все-таки она работает


«Менеджмент – это прекрасно. Его традиционные идеи безупречны, если требуется исполнительность. Но когда нужна вовлеченность, есть другие способы добиться успеха», – говорил Дэн Пинк, консультант по вопросам бизнеса, экс-спичрайтер Белого дома, в своем выступлении «Об удивительной науке мотивации». «Привлекать пряником послаще – не решение, угрожать кнутом подлиннее – не решение. Система функционирования наших компаний должна строиться на трех принципах: самостоятельность (autonomy), мастерство (mastery) и смысл (purpose)», – заявлял автор, приводя аргументы в пользу этого утверждения. В частности, Дэн напомнил о знаменитой системе Google: инженеры компании могут тратить 20 % рабочего времени на любые занятия по собственному усмотрению. Каждый год примерно половина новых продуктов появляется именно в рамках «свободных» часов (например, Gmail, Orkut, Google News). Сомневаться в успешности этого бизнеса, думаю нерационально – подавляющее большинство возникающих вопросов люди со всего мира сегодня задают именно Google.
Еще один пример из жизни бизнеса, названный Дэном Пинком «битвой века на арене мотивации», касается Microsoft, в средине 90-х начавшей проект электронной энциклопедии Encarta. Ее созданием, соблюдая финансовые и временные рамки, управляли менеджеры, специалистам платили за написание и редактирование статей. А через пару лет появилась еще одна энциклопедия. Ее создатели не получали ни копейки, все работало по принципу «Создавай, потому что тебе это нравится!» Читатели наверняка поняли, что речь идет о Википедии, «кладези мудрости» XXІ века.
Картинка, нарисованная Дэном, идеальна, а потому выглядит несбыточной. Но с ним невозможно не согласиться. Когда сотрудник не обладает внутренней мотивацией, заявлять об эффективности, если речь идет о чем-то более сложном, чем перекладывание бумаг, не приходится. 21 век устанавливает новые условия: нашим бизнесам нужны инновации и творчество, а командам – люди, способные их генерировать. Мы нуждаемся в сотрудниках, для которых должностные инструкции – это ориентир, инструмент упорядочивания своих целей, а не гарант того, что «если я не обязан, то лишний раз не пошевелю и пальцем».
Работает ли схема «Твори, потому что тебе это нужно», в наших компаниях? Многие украинские бизнесы уже сделали ставку на мотивацию, признав, что одного только стимулирования недостаточно. Стоит вспомнить IT-компанию GlobalLogic, в 2008 г. создавшую прямо в офисе GL-Сlub – зону отдыха с кальяном, поп-корном, кинотеатром, бассейном и даже аквариумом с пираньями. Обеспечив сотрудникам доступ к «фану» на протяжении всего рабочего дня. Кстати, интересно, что хоть компания имеет «западные корни», но идея создания клуба принадлежала именно украинскому менеджеру – директору компании в Украине. Функционирует ли она? Не стала ли возможностью «прогуливать» работу? Компания утверждает, что нет. Порой новички злоупотребляют возможностью расслабиться, но через пару недель, осознав, что отдых всегда рядом, начинают использовать ее разумно. Прямые затраты на создание клуба, по информации компании, равнялись единоразовому бонусу для каждого сотрудника в $ 100. Лояльность персонала повысилась, внутренняя мотивация – тоже. Процент закрытия вакансий летом, когда был открыт клуб, стал самым высоким в истории компании.
Готовя мартовский номер журнала, мы и наши авторы постарались взглянуть на мотивацию со всех возможных ракурсов: эффективности, денег, управления, создания необходимого климата, HR-инструментов… Уверена, номер станет для вас незаменимым помощником в работе по принципу «Не заставлять, а помогать созидать».

С уважением,
Екатерина Вербицкая
главный редактор
kv@hrd.com.ua

Комментариев нет:

Отправить комментарий