10 июля 2012 г.

№7(226) Удержание персонала


Эксперты, поделившиеся опытом в рамках июльского номера нашего журнала, раскрыли самые разнообразные нюансы темы удержания сотрудников: причины, по которым люди обычно решаются на смену работы, и способы минимизации риска оттока талантов; ситуации, когда по сторонам смотрит один ценный специалист/руководитель и когда он планирует в придачу увести за собой часть коллег; инструменты управления текучестью в бизнесе в целом и в торговых сетях в частности; вопросы целесообразности контрпредложения специалисту, который близок к увольнению, и т. д. Опыт и рекомендации авторов различны, но в одном солидарны все: когда сотрудник уже сгреб с рабочего стола личные вещи, бросил их в коробку и, не оглядываясь, устремился к выходу из офиса, бесполезно бежать за ним с криком «Вернись – мы все простим», обещать золотые горы (не важно, какие – повышение зарплаты или покупку в офис кондиционера), лишь бы он остался. Возможно (хотя маловероятно), он вернется – но ненадолго, и такое почти манипуляционное возвращение редко приносит что-то хорошее сторонам. Конечно, бывают ситуации, когда компания проглядела глубокое неудовлетворение специалиста – а затем опомнилась, инициировала диалог, приняла меры, человек остался – и все счастливы. Но это скорее исключение.  Только регулярное отслеживание настроений в коллективе, исследования удовлетворенности и вовлеченности, коммуникация с людьми, которые все-таки приняли решение уйти, и соблюдение других условий грамотного управления может помочь компании – не просто лихорадочно возвращать на места ценные кадры, а последовательно управлять текучестью персонала, сохраняя золотой резерв талантов.
При этом нулевой текучести не удается добиться даже самым успешным с точки зрения работы с людьми компаниям (да они и не стремятся – всем нужны «новые побеги»). Часть сотрудников все равно будет покидать работодателя – по семейным причинам, переезжая или просто в поисках того «хорошо», где их нет. Расставаться тоже нужно красиво. Во-первых, «если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло». Во-вторых, опыт показывает, что отношения после увольнения все-таки есть: многие HR-ы не нарадуются тому, что создали клубы аламни, благодаря которым их бывшие коллеги общаются с нынешними, а потом предоставляют хорошо знакомой компании услуги как фрилансеры, консультанты, становятся ее партнерами, и даже клиентами, в конце концов, просто остаются товарищами, а не переходят в ранг конкурентов. О цивилизованном и, что важно, своевременном расставании также размышляют многие эксперты второго летнего выпуска. Приятного чтения!
Содержание номера:
НОВОСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
З. Бучма
Почему они уходят?
Каковы самые распространенные причины ухода сотрудников из компаний и как предупредить потерю самых ценных специалистов? Многими решениями делится автор, руководитель проектов по персоналу АСК «ИНГО Украина», а также HR-ы из таких компаний, как КПМГ в Украине, «Киевстар» и Nemiroff – в рамках комментариев к теме.

Е. Роздорожная
Потерять игрока, но сохранить команду
Советы о том, как обезопасить бизнес от ситуации, когда ушедший сотрудник уводит за собой часть коллектива.

И. Гнутова
Управление текучестью  торгового персонала
Автор делится достаточно несложными, но весьма действенными инструментами, которые помогут HR-ам торговых сетей сохранить для компании лучших сотрудников.

О. Пашигорова, В. Грайченко
Текучесть кадров: анализ причин и профилактика
По мнению экспертов, анализ причин текучести кадров – это ключ к разработке конкретного плана действий по оптимизации процесса управления персоналом в компании.

Т. Фурцева
Контроффер: pro et contra
Когда контрпредложение уходящему сотруднику целесообразно, а в каких случаях оно уже не имеет смысла?

И. Стариков
Отпустить с миром
При каких обстоятельствах ценного специалиста лучше отпустить, чем стараться его удержать?

Слово первому лицу
Р. Шлатман
Политика человеческого отношения
Точкой зрения на удержание сотрудников делится генеральный директор компании Philips в Украине.

Остаться или уйти –  вот в чем вопрос
Результаты исследования портала rabota.ua и Издательства HRD.

ПРАКТИКА
В. Демьянец
Три кита HR-системы
Интервью с директором по персоналу компании «Инком».

Практика: ситуация
Поздно пить боржоми
Что делать в ситуации, если один из ключевых сотрудников уже принял решение покинуть компанию – причем в очень ответственный момент, а взгляды HR-а и руководителя на методы его удержания (хотя бы временного) разительно отличаются?

Soft skills для HR
С. Судакова
Навык седьмой. Управление стрессом
Простые полезные советы, соблюдение которых позволит избежать или хотя бы минимизировать количество стрессовых ситуаций и их последствия.

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
Опыт консультанта
В. Журавлева
Ключи к повышению лояльности персонала
Наблюдения эксперта о том, при каких условиях меры по удержанию персонала успешны.

Коучинг для HR 
Н. Романенко
Удержание персонала с помощью коучинга
Рекомендации по проведению коучинговой беседы с сотрудником, который задумался об уходе из компании.

Л. Полищук
Хотите изменений? Создайте новую систему координат
Опыт использования обучения как одного из инструментов изменения организационной культуры «АрселорМиттал Кривой Рог».

А. Сударкин
Ситуационное лидерство. Что нужно знать HR-менеджеру?
Автор отмечает, что ситуационное лидерство соответствует ключевым критериям эффективной модели управления, и рекомендует HR-ам задуматься о включении обучения этой модели в тренинги для руководителей.

РЫНОК ТРУДА, РЕКРУТИНГ
Как создать сильный HR-бренд?
Статья по итогам мастер-класса Бретта Минчингтона, известного эксперта в области построения бренда работодателя, который посетил Киев по приглашению портала rabota.ua.

КОНСАЛТИНГ
Ю. Белова
Внедрение системы управления эффективностью работы  
Начальник управления обучения и развития департамента управления персоналом
ПАО «Проминвестбанк» делится опытом своей компании.

Г. Сивкова
Правила «хорошего» конфликта  
Автор напоминает: хорошие отношения не те, в которых нет конфликтов, а те, которые развиваются через их разрешение (советы поданы с фокусом на управление конфликтами в организации).

Точка зрения
Л. Богуш-Данд
Шаткая лестница эмоциональных состояний  
Заметка о том, как компания может помочь сотрудникам ее преодолеть.

Чтобы приобрести этот номер журнала, обратитесь в редакцию

Комментариев нет:

Отправить комментарий