13 мая 2013 г.

Командный коучинг: как избежать ошибок?


Командный коучинг: как избежать ошибок?


Zadneprovskaya
Алла ЗАДНЕПРОВСКАЯ,
коуч организационного развития, 
консультант по управлению  (Certified Management Consultant), 
учредитель КГ «Живое Дело»

Коучинг продолжает осваивать территорию постсоветского пространства, занимая позиции в управлении людьми и процессами на украинских предприятиях. Преимущества его применения очевидны. Сегодняшний бизнес делает ставку на эффективность своих сотрудников. Используя коучинг, руководитель оптимизирует движение к цели за счет повышения КПД подчиненных. Да и реализация мечтаний многих лидеров бизнесов – самообучающаяся организация – возможна именно с этой технологией XXI века.
В рамках статьи в центре нашего внимания будет одна из разновидностей коучинга, а именно – командный коучинг: специально организованный процесс взаимодействия участников, при котором они сами решают проблему/задачу быстро и слаженно. Возможны различные сценарии и формы проведения, в зависимости от запроса, ожидаемого результата, количества и состава участников. Обычно запрос на командный коучинг подает собственник или топ-менеджер.
Типичные запросы на командный коучинг – «Повышение продаж», «Разработка эффективной кадровой политики», «Корректировка стратегии», «Улучшение качества обслуживания клиентов», «Повышение эффективности работы отдела», «Налаживание взаимодействия между подразделениями», «Улучшение коммуникации между линейными руководителями», «Создание единого видения будущих преобразований», «Разработка плана внедрения изменений» и т. д.
Рассмотрим механизм работы командного коучинга через призму возможных ошибок.
Ошибка 1. Халатное отношение к подготовке мероприятия.
Важно! Подготовка – 70 % успеха командного коучинга.
• Необходимо четко сформулировать вопрос/проблему/задачу и определить желаемый результат.
• Разработать сценарий и два–три варианта развития событий.
• Иметь в арсенале пакет методов наработки идей и принятия решений группой, «разогревов», метафор и анекдотов в тему.
• Выбрать и согласовать участников (те, кто имеет непосредственное отношение к решению проблемы и смежных к ней задач).
• Подготовить и разослать, желательно за одну–две недели, минимум за три дня, информационное письмо-приглашение для участников, содержащее название, проблему/задачу/вопрос, время, дату и место. Оно может включать и просьбу подготовить заранее какие-то детали.
• Выбрать место. Лучше не на рабочих местах, чтобы убрать привязку к обычным ролям. Топ-команды желательно вывозить из города на два–три дня для полного переключения на режим «Выходим за рамки». Плюс необходим воздух и свободное пространство для передвижения.
• Позаботиться о технической стороне. Использовать доски, флипчарты, разноцветные карточки, клей-распылитель, маркеры, заготовки в виде рисунков и схем, музыку, при необходимости – проектор.
Ошибка 2. Экспертная позиция коуча в содержании обсуждения. Интерпретация слов и смыслов на свой лад.
Важно! Коучу необходимо убирать свое мнение о содержании и не давать советов. Он отвечает за качество ведения процесса, используя коучинговые инструменты, не участвуя ни в наработке идей, ни в принятии решений.
Крайне важен навык коучингового слушания – умение слушать и слышать, не соизмеряя с собственным опытом. Это стимулирует группу и каждого участника искать решение и брать ответственность на себя.
Ошибка 3. Направление группы к «единственно правильному» заведомо известному решению.
Важно! Один из принципов коучинга – отношения «без игр». И если решения уже есть, то их лучше озвучить, презентовать, а не играть в демократию. Сотрудники это чувствуют и понимают, отсюда и низкая вовлеченность и, как следствие, демотивация не только в процессе данного командного взаимодействия, но и в работе в целом. Сотрудники выходят с таких мероприятий разочарованными происходящим, да и будущим решаемых вопросов. Кроме того, у них создается устойчивое мнение, что это пустая трата времени и сил. Задача коуча – задавать вопросы и предлагать технологии, выводящие участников за рамки привычных шаблонов и стереотипов, за пределы области экспертности и знаний.
Ошибка 4. Задействование только логики
и анализа, не стимулируя «творческие» части мозга участников.
Важно! Создать и поддерживать атмосферу творчества, свободного и спонтанного думания, открытости, искренности, веселья, удовольствия. Ведь если искать решения задаваемых бизнесом задач за пределами привычных и стандартных решений, да еще и используя потенциал группы, можно найти «сокровища», которые принесут организации значительный доход.
Кто всегда спонтанен и легко придумывает, удивляет полетом фантазии и не оценивает? Конечно, ребенок. А ребенок любит играть. Именно игра способна снять с нас привычные роли, освободить от стереотипов и клише. К примеру, «Красная» – значит «Шапочка», «Серый» – значит «Волк». Или «Красная» – «армия», «серый» – «кардинал».
Эти игры называются разогревающими, или «ледоколами». Название отражает их суть – расколоть и растопить лед шаблонного, стереотипного, рамочного левополушарного мышления и включить правое полушарие, где таятся скрытые ресурсы творческого, спонтанного, образного мышления.
Примеры игр-«ледоколов»:
1) «Найди применение». Объединить участников в команды не больше чем по семь человек. Предложить им найти как можно большее количество идей для применения предмета (зубочистка, бутылка, штопор, стакан и т. д.). Через пять минут устроить соревнование. Команды по очереди называют свои неповторяющиеся идеи. Побеждает та, которая назовет большее количество идей.
2) «Что объединяет?» Модификация предыдущего. Предложить командам найти, что объединяет две различных вещи. К примеру, авторучку и ракету, толковый словарь и зебру, Деда Мороза и электричку, Солнце и матрац и т. д.
3) «Движение идей». Участники садятся в круг. Один называет любое слово, сидящий слева называет ассоциацию, и так – по кругу. Задача группы – придумать в конце сценарий, логически соединяющий первое и последнее слово.
4) «Вращение идей». Каждый участник в кругу пишет на одной бумажке существительное, передает ее влево, и глагол – передает вправо. Участники, получив два слова, придумывают смысл, который их объединяет.
5) «Улучшатели». Написать 15 существительных на листках бумаги, положить их в шляпу или в любую емкость, вытаскивать первое слово, затем – второе. Задача: «Как улучшить первое при помощи второго?»
6) «Сочини историю». Начать историю, сказав две–три фразы. Предложить участникам по очереди продолжить, говоря одно предложение за один раз.
7) «Найди противоположности». Назвать слово. Участники придумывают как минимум три противоположности. Таких слов должно быть минимум столько, сколько людей.
8) «Глобальная задача». Объединить участников в группы, предложив им решить глобальные мировые проблемы с помощью случайных объектов в комнате.
9) «Картинки». Предложить изобразить что-то с помощью рисунка (фильм, игру, песню, компанию, команду, себя, свою деятельность, ход сессии и т. п.).
10) «Цвет человека». Предложить определить, какого цвета могли бы быть известные люди. Пусть объяснят, почему.
11) «Цвет настроения». Пусть участники расскажут, какого цвета их настроение, и почему.
12) «Что вы видите?» Можно показать заготовленные заранее нарисованные цветные геометрические фигуры и попросить участников индивидуально записать то, что они видят. Пусть озвучат. Затем сделать еще три таких круга: записать и озвучить.
13) «Импровизация». Взять пять случайных вещей. Положить в центре комнаты. Предложить участникам придумать по три нестандартных способа их использования. Зачитывать по очереди, неповторяющиеся.
14) «Передай мячик». Участники передают мяч по кругу необычным неповторяющимся способом.
15) «Проходка». Выстроить участников в две шеренги. Внутри каждый проходит неповторяющимся способом.
16) «Стройся». Молча, не договариваясь, построиться всем участникам в шеренгу или колонну по цвету глаз, году рождения, цвету волос, цветам одежды и т. д.
17) «Необычная эстафета». Участники делятся на две–три команды. По сигналу ведущего они должны выполнять следующие задания:
• Бежать треугольником. Но не по треугольнику, а именно треугольником. Как бегают треугольники?
• Теперь в другую сторону, пунктиром.
• Бежать квадратиками.
• В косую линеечку.
• Столбиком.
• Всмятку и т. п.
Причем каждый сам решает, как бежать.
Итак, игры используются для того, чтобы стимулировать творческую продуктивность:
• Выйти за рамки шаблонного и стереотипного.
• «Переключить» мозг из режима логического и линейного в режим креативного.
• Поощрять любые нестандартные идеи.
• Убрать внутреннего «цензора» и «критика».
• Снять привычные роли и маски.
• «Добыть» энергию и энтузиазм.
• Повысить уровень доверия.
• Настроиться на волну сотрудничества.
Ошибка 5. Поощрение среды «Я начальник – ты дурак».
Важно! Создавать среду «без погон», «равный–равный», где каждый будет услышан. Задача коуча – помочь команде и каждому сотруднику осознать и максимально эффективно использовать свои сильные стороны, определить общие цели и достигать их с наименьшими усилиями. Тогда улучшатся взаимоотношения, возрастет мотивация и поднимется настроение. Все это крайне необходимые условия для нахождения лучших решений. В противном случае сотрудники будут разочарованы формальным подходом и побоятся проявлять инициативу, активность и творчество.
Ошибка 6. Упущение цели коучинга из фокуса, прерывание процесса.
Важно! Коучу необходимо держать нить и вести процесс коучинга, а не вовлекаться в содержание.
Также необходимо оставаться в русле центральной темы, помогают промежуточные итоги. Они дают возможность свериться с целью, сфокусироваться на конечном результате.
Ошибка 7. Поощрение или отсутствие реакции коуча на оценку идей и критику действий друг друга коллегами.
Важно! Создать атмосферу продуктивности и согласованности. Этому способствуют четкие правила и договоренности с группой в начале сессии коучинга команды. Кроме того, коуч открыто делится своими чувствами, слышит и уважает каждого в группе, показывая личный пример.
Ошибка 8. Низкая энергетика коуча. Ощущение вялости и «болота».
Важно! Коучу необходимо быть эмоционально заряженным, с высоким уровнем энергии, интереса и желания действовать.
Ошибка 9. Отсутствие завершенности.
Крайне важно! Необходимо, чтобы сотрудники в конце сессии перевели наработанные идеи в конкретные планы действий. Их вовлеченность в процесс, раскрытие своего творческого потенциала, нахождение лучших решений, согласованное взаимодействие, ощущение значимости своего вклада в общее дело автоматически включает мотивацию и ответственность за исполнение решений.
Пять простых правил наработки идей в коучинге команд помогут не допускать многих ошибок при его проведении:
• Все идеи поощряются.
• Нет критике, оценке и негативным суждениям.
• Важно количество, а не качество.
• Принцип равенства. Руководители «снимают погоны». Каждый  человек и каждая идея имеют равную стоимость.
• Весело и с удовольствием.
Таким образом мы бросаем вызов традиционным мыслям, держим в узде критическое аналитическое мышление, поощряем творчество, стимулируем сотрудничество.

Чтобы приобрести этот номер журнала, обратитесь в редакцию

Комментариев нет:

Отправить комментарий