9 февраля 2011 г.

Социальный рекрутинг: будущее, которое для некоторых уже наступило

ЛУЧШАЯ СТАТЬЯ НОМЕРА:

Социальный рекрутинг: будущее, которое для некоторых уже наступило

Стас ДАВЫДОВ, консультант в областях организационной мотивации, изменений, управления проектами




Возможно, кто-то не успел заметить, но принципы работы, а значит и рекрутинга, изменились. Все больше компаний отходит от классических форм организации труда – в некоторых отраслях это носит прямо-таки повальный характер, как, например, в IT. Возьмем oDesk.com – интернет-компанию, которая занимается ведением распределенных IT-проектов. Фактически это огромная биржа, где организации могут найти лучших IT-профессионалов, а фрилансеры – продать свои услуги с максимальной выгодой. Подобных сервисов всегда было много (вы наверняка слышали о free-lance.ru или eLance.com), но oDesk выделяется на их фоне. Он не просто позволяет найти резюме/портфолио фрилансеров или разместить объявление о проекте (подобно тому, как работают классические job-сервисы), но предоставляет полную инфраструктуру ведения проекта, включая инструменты для удаленной работы и учета времени, интегрированные с системой биллинга.

Растущая популярность и обороты компании (в частности, в 2008–2009 гг.) говорят о том, что oDesk кое-что понимает в бизнесе. В одном из своих промороликов («The Future of Work») oDesk рассказывает о четырех признаках будущего работы (которое в их случае уже стало настоящим): прозрачность, «плоские» команды/компании, высокая конкуренция, работа по запросу.

Прозрачность. Все обо всех все знают (коммерческую тайну никто не отменял, просто больше нет смысла скрывать абсолютно все). Это играет на руку честным сотрудникам и компаниям. Хороший работодатель не нуждается в рекламе. Хорошему (продуктивному) специалисту не нужно доказывать свою ценность.

«Плоские» команды/компании. Слово «работа» когда-то означало место, куда вы ходите каждый будний день. Теперь это не так. Коммуникации стали практически бесплатными, появились технологии и методологии для распределенной работы. Больше нет необходимости в иерархии (она только мешает), а часто нет и традиционных гигантских офисов, в которых трудились «все эти менеджеры».

Высокая конкуренция. Конкуренция становится глобальной. У компании есть выбор: нанять сотрудника в своем городе или обратиться к одному из сотен или тысяч аутсорсеров. Более того, иногда за конкретное рабочее место конкурируют даже не отдельные люди – благодаря краудсорсингу теперь можно нанять целое сообщество.

Работа по запросу. Штат больше не держат. Есть работа/проект – есть команда. Как на съемках кино: профессионалы собираются, снимают фильм и расходятся. Звучит утопично? Возможно, для вашей отрасли. Но это уже реальность. Искать хороших специалистов всегда было сложно, но теперь это необходимо делать еще и как-то иначе. Опубликовав объявление о вакансии, вы получите отклик, но вероятность того, что среди откликнувшихся будут идеально подходящие кандидаты, не так высока, потому что те самые – лучшие в своем деле – как правило, не ищут работу. И тут на передний план выходит социальный рекрутинг. Он пригодится, даже если ваш проект зауряден или вам требуется найти обычных средних специалистов. В случае же поиска особенных людей он становится просто незаменимым.

Социальный рекрутинг – это нечто большее, чем размещение вакансий в социальных сетях. Это прежде всего отношения, которые вы лично и ваша компания в целом выстраиваете с профессиональными сообществами. И слово «социальный» тут гораздо важнее, чем «рекрутинг» – персональные рекомендации и личные доверительные коммуникации выходят на первое место.

Хорошие примеры социального рекрутинга

Кейс № 1. В январе 2009 г. министерство туризма Австралии начало глобальный поиск кандидата на должность «смотритель острова» с шестимесячным контрактом на $150 000 AUD. В обязанности смотрителя входило кормить рыб, исследовать один из островов Большого Барьерного Рифа и вести блог о происходящем. Целью работы была популяризация островной территории для туризма. Им нужна была уникальный человек, который бы не только обладал необходимыми навыками, но и страстью к своей работе – скучающий не сможет вести интересный блог. В качестве инструмента для поиска был использован видео-ролик на YouTube («The Best Job in the World. Island Caretaker, Tourism Queensland»), который стал вирусным (сотни тысяч просмотров). Более 34 000 человек со всего мира откликнулись и прислали свои видео-резюме. В итоге выбрали Бена. Он и сейчас там работает.

Кейс № 2. Еще один, географически более близкий, пример, непосредственным участником которого был я сам. В конце мая 2010 г. в одной IT-компании сократили отдел тестирования. Начальница отдела, моя экс-коллега, попросила порекомендовать работу для себя и своих сотрудников. Актуальных вакансий на тот момент не было, и я решил обратиться к коллективному разуму, опубликовав пост в социальной сети «МойКруг» с описанием ситуации и просьбой поделиться со своими друзьями по сети. Но не предполагал сетевого эффекта такой силы. Судьба тестировщиков затронула многих. В первые дни моим сообщением поделились больше ста человек – это были мои контакты первого уровня, а также контакты их контактов. Предложения о работе посыпались буквально на следующий день. Я только и успевал отправлять их своей знакомой. В итоге за два месяца все сокращенные трудоустроились, а вакансии все продолжали поступать.

Существенную роль в распространении сообщения сыграло то, что на момент публикации у меня было более 400 связей, среди которых подавляющее число – айтишники (что и вызвало такую живую заинтересованность). Важно и то, что я выступал как друг, а не как рекрутер, что положительно сказалось на доверии к сообщению. Я не заработал на этом ни копейки (да еще и отнял кусок хлеба у уважаемых рекрутеров), но значительно пополнил количество профессиональных контактов – многие добавили меня в свою сеть связей.

Кейс № 3. Однажды в Нью-Йорке один дизайнер захотел найти хорошую работу. Самый лучший вариант в этом случае – иметь прямые контакты с работодателями. У него таких контактов не было, но в голову пришла гениальная идея. Если вы никогда не искали свое имя в Google, знайте – многие делают это регулярно. Бывает очень познавательно. Через систему Google Adwords дизайнер разместил контекстную рекламу по именам пятерых ведущих арт-директоров нью-йоркских компаний со следующим текстом: «Привет! Вам нравится искать себя в Google? Уверен, вам также понравится нанять меня на работу». В результате четверо из пяти арт-директоров пригласили его на собеседование. Двое предложили работу. И теперь тот дизайнер работает с одним из них. Это обошлось ему это всего в $ 6, потому что никому больше и в голову не пришло покупать контекстную рекламу по этим ключевым словам.

Рекрутинг в социальных медиа

К сожалению, для многих компаний и рекрутеров социальный рекрутинг сводится к рекламе в социальных сетях, что не приводит к желаемому результату. И компании делают заключение, что социальные медиа бесполезны в плане рекрутинга. И это не единственная ошибка. Привожу их наиболее полный перечень, который составил на основе материалов конференций по рекрутингу в социальных медиа, ежегодно проходящих в Лондоне (следующая состоится 30 июня 2011 г.).

Отсутствие внятной медиа-стратегии. Действия компаний носят хаотичный характер – без четкого стратегического плана.

Медлительность корпораций. В крупных компаниях решения требуют длительных согласований, поэтому они и не поспевают за стремительно развивающимися событиями в социальных медиа.

Непонимание настоящей ценности взаимодействия с клиентами. Силы тратятся на то, чтобы «впарить» продукт, вместо того, чтобы налаживать отношения.

Непонимание того, кто клиент на самом деле. Неверное позиционирование при обращении к потенциальным кандидатам через социальные сети.

Спешка с получением прибыли. Рекрутеры спешат получить деньги за нанятого кандидата, не понимая, что в социальных медиа информация распространяется практически мгновенно, и испортить репутацию можно гораздо эффективнее и быстрее, чем в обычном оффлайн-мире.

Опасения проблем с законодательством. Страх раскрыть информацию (которая далеко не всегда представляет коммерческую тайну) приводит к недостатку доверия – со всеми вытекающими последствиями.

Незнание правила «1-9-990». В социальных медиа действует эмпирическое правило (выведенное на примере проекта Wikipedia), по которому из 1000 человек только один реально создает контент на постоянной основе, девять – делают это изредка, а остальные 990 – просто его потребляют. Вы должны точно знать, кого из этой тысячи нанимаете.

Попытки работать с социальными медиа как с обычными. Традиционные медиа в большинстве своем работают в одном направлении – от источника информации к приемнику. В социальных медиа, напротив, нет особой разницы между ними – тут каждый сам себе СМИ. Кроме того, интерактивность взаимодействия с социальными медиа гораздо выше (ответ на ваше сообщение может прийти через пару минут после публикации).

Неправильно определенный бюджет. Реклама в социальных сетях может быть достаточно дорогой, если вы выбрали слишком широкую целевую аудиторию. В то время как нужные вам люди могут быть доступными совершенно бесплатно. Кроме того, ведение блогов и организация сообществ практически не требует никаких денежных вложений, покупки дорогостоящего оборудования или аренды мощных серверов.

Заблуждение о том, что социальные медиа можно купить. У вас есть бюджет на продвижение в социальных сетях? Отлично, но вы не сможете купить доверие деньгами – тут нужно создавать ценности для целевой аудитории.

Неумение работать со спамом и флеймом. Опубликовав очередной пост в своем корпоративном блоге, можно получить шквал комментариев от ботов и троллей. Это не значит, что нужно закрывать блог. Просто нужно знать, что делать в такой ситуации.

В общем, в этой сфере у многих рекрутеров и компаний слишком мало опыта, в итоге инициативы оказываются «за бортом». Тут требуются новые знания и, зачастую, другой подход.

Правильный рекрутинг в социальных медиа

Изменить придется многое. Придется сделать работу – ту, на которую вы ищите кандидатов – замечательной. Это не значит, что компания должна производить только исключительные инновационные продукты. Все может быть гораздо проще, если ваша компания на слуху и чем-то выделятся – клиентоориентированностью, жизненной позицией, лидерами. Компания должна создавать ценности, разделяемые вашими потенциальными кандидатами. Например, одна моя знакомая согласилась на предложение о работе, когда узнала, что компания занимается благотворительностью, собирая деньги для больных детей.

Нужно постоянно увеличивать число информационных связей. Чем больше людей подписались на ваш корпоративный блог, тем лучше (сделайте подписку максимально удобной и в разных форматах), чем больше у вас друзей в ЖЖ или ВКонтакте, тем больше людей увидят ваше сообщение. Кроме того, необходимо иметь аккаунты во всех ключевых (или просто во всех) социальных сетях, системах микроблогинга и прочих социальных медиа. У вашей компании уже есть свой канал на YouTube?

Также нужно в первую очередь фокусироваться на социуме (людях), а не на медиа (носителе сообщения). Не просто добавлять незнакомых людей в друзья (даже если они профессионалы из нужной отрасли), а действительно становиться их друзьями или хотя бы заинтересовывать их чем-либо. Придется много общаться. Недостаточно просто отправить сообщение и ответить только тем, кто показался интересным – важно ответить всем, даже если ответ отрицательный. Иначе о каком доверии может идти речь?

А еще нужно проработать медиа-стратегию. Вы должны знать заранее, что и в какой последовательности будете делать. Работа с социальными медиа не должна вестись «в лоб». Вначале вы приготовите основу для взаимодействия с сообществами, участвуя в их жизни и накапливая доверие участников. Вы будете создавать что-то значимое для многих потенциальных (пассивных) кандидатов, которых, возможно, даже никогда не пригласите на интервью, но которые своей заинтересованностью в вашей деятельности помогут завоевать авторитет в своей среде.

Интегрируйте ваши информационные каналы. Если сообщение появилось в корпоративном блоге, позаботьтесь, чтобы произошел кросс-пост в ЖЖ, Facebook и прочие социальные медиа, тем самым достигая эффекта массы.

Вам придется быть прозрачными – действовать открыто. Я неоднократно слышал один и тот же вопрос от знакомых внешних рекрутеров: как заинтересовать потенциальных кандидатов, но при этом до поры до времени не раскрывать название компании и зарплату? Да никак – надо раскрывать и то, и другое. Многие мои коллеги по цеху не отвечают на предложения, если в нем не указаны название компании и сумма предлагаемой зарплаты. Зачем, если есть с названием и с суммой?

Одним словом, если кто-то решит заняться социальным рекрутингом, ему предстоит большая работа. Если же решит им не заниматься, возможно, у него скоро вообще не будет работы

1 комментарий:

  1. Очень интересная статья. Действительно, на сегодняшний день многие компании уже применяют подобный подход к поиску, причем не обязательно персонала,а также клиентов,партнеров и т.д.Соглашусь с автором,что в случае принятия решения о социальном хантинге необходимо заниматься им масштабно и ежедневно,иначе результат будет равен "0".К сожалению,компании не готовы расширять штат специалистов по персоналу с тем,чтобы заниматься подобными направлениями полноценно,а это и приводит к тому, что все сводится к банальной рекламе подобно объявлениям на стандартных сайтах трудоустройства. Хотя, на мой взгляд,подобные социальные проекты способны вывести компанию в лидеры по инновациям и развитю,что и сыграет на руку бизнесу и рекрутерам,т.к. не прийдется тратить много усилий на самопиар.
    Юлия-директор по персоналу

    ОтветитьУдалить