9 февраля 2011 г.

Коммуникационные изъяны

Действующие лица:

Смелая Белка – директор по работе с персоналом компании «Сила Мысли». Молодой, но довольно опытный HR, ученица и союзник гендиректора.

Шустрая Мышка – некогда проходила стажировку в «Силе Мысли» под чутким руководством Белки, став ее временной помощницей. Недавно получила предложение о работе, от которого не смогла отказаться. Ныне трудится HR-ом в магазине бытовой техники «Муравейник» и заочно учится в Зауральском университете по специальности «управление персоналом».

Холодным зимним вечером Белка допоздна засиделась в офисе. Причина тому – составление HR-бюджета, который она не единожды анализировала, но все же оставалась чем-то недовольна. Медведь и Умный Пес, генеральный и финансовый директора, давно ждали бюджет на утверждение, но директор по персоналу не спешила его подавать из желания устранить шероховатости и предупредить возможные вопросы и замечания. Размышления Белки прервал входящий видеозвонок. «Хм, Мышка? – удивленно вскинула брови HR. – Сколько зим, сколько лет… И что это с ней?..»

На экране появилась странная картина: силуэт заплаканной экс-стажерки.

– Привет, дорогая! Ну, чего ты? Объясни толком, что случилось? – забеспокоилась HR «Силы Мысли».

– Я... А он… И теперь мы… Ну как же так?! – продолжая рыдать, не унималась бывшая помощница.

– Ничего не понимаю. Успокойся! И просвети меня, что стряслось? Почему ты, такая молодая и красивая, льешь слезы, икаешь и страдаешь?

– Прости... Это все новая работа. Сил моих уже нет. А я ведь так долго и трудно ее искала! И вот он прозвучал – заветный звонок «Милости просим в нашу команду». Взяли на испытательный срок в магазин бытовой техники. Я тут единственный HR… И все бы хорошо – разбиралась потихоньку, входила в курс дела… Но финансовый директор! Он постоянно меня унижает. Одной из первых задач генеральный установил мне подготовку HR-бюджета. За что я с оптимизмом и энтузиазмом принялась. Обратилась к финдиректору с просьбой рассказать, как правильно делать бюджет в рамках этой компании (дать требования) и поделиться его примером в электронном виде с прошлого года. На что он мне ответил: «Такой формы не было и нет, пиши, как знаешь». Ну я и написала… Отправила ему. И что? Этот грубиян вызвал меня к себе и отчитал: «Что за глупая писанина и как можно называть ЭТО бюджетом?!» Я собрала всю волю в кулак, опять постаралась выяснить требования, что мне так-сяк удалось. В течение недели подготовила новый, расписанный по месяцам и по статьям затрат бюджет. Который финдиректор, недолго думая, швырнул на стол. Обвинил меня в неграмотности. А на просьбу объяснить, что именно не так, выпроводил из кабинета со словами «Учись сама, я тебе не нянька. И жду правильный бюджет через три дня – иначе о твоей некомпетентности и задержке подачи данных узнает генеральный».

Белка нахмурилась:

– Знаешь, первым делом у меня возникает вопрос о том, кто вообще тебя на эту работу взял – задачи очень серьезные, и в твоей способности их решать, честное слово, я тоже сомневаюсь. Эй, ну опять слезы! Не потому, что тебе ума не хватает! Просто в силу неопытности и возраста! Ты же еще даже образования нужного не получила! Не понимаю, чем они руководствовались…

– Как тебе сказать… Раньше отдельного HR-а в компании не было.

– И руководитель решил его завести? – хмыкнула Белка.

– Получается, так… А почему меня, такую «зеленую», взяли? Если я тебе свою зарплату озвучу, сама поймешь. Мне тут платят бесценным опытом.

– Ясно… Но вот финансовый директор тебя генеральным пугает. Иди ва-банк – загляни к нему первая, объясни ситуацию. Насколько я понимаю, он сам тебя интервьюировал – так что отсутствие опыта составления бюджета для него не новость.

– Я пробовала! Генеральный не хочет вмешиваться в наши отношения! Говорит «Да-да, конечно, обязательно решим» – и ничего не предпринимает. А у меня испытательный срок! И я не могу себя показать! Белочка, родная, ты же у нас такая умная, у тебя с начальником такие хорошие отношения… Подскажи, что мне делать?

– М-да… История неприятная. Ты вот что… Прежде всего, не думай, что ты такая одна во всем мире. Мы с Михаилом Николаевичем живем душа в душу – это факт. Но только потому, что изначально друг друга уважали и хотели работать вместе. Поэтому рекомендую подумать: действительно ли ты хочешь этот испытательный срок пройти? Оно тебе нужно?

– Конечно! Мне практика необходима, а больше никто не берет.

– Ладно… Значит, сделай себе установку: будет непросто, но эта работа, эта обстановка равноценны крещению огнем. После такого тебе уже ничего не будет страшно. Стисни зубы и заставь изменчивый мир прогнуться под себя.

Как?!

– Общайся! Оббивай пороги генерального и финансового директоров. Я дам тебе пример HR-бюджета – но ты должна своим коллегам объяснить, что в каждой компании он уникален, и пока они не объяснят свои требования, ты его составить не сможешь! А если вы с руководителем предварительно не проясните, каковы HR-потребности бизнеса – в подборе, обучении, подготовке кадрового резерва, оценке и прочем, прочем – вообще грош цена этой бумажке! Одним словом, хочешь воротить горы вперед. Учись, набивай шишки. Но лично я, признаюсь, слабо верю, что скала сдвинется с места. Так, пару камешков вниз скатится – и все. Но и это в такого типа компании неплохо. И не думай, что у нас тут все так распрекрасно. Привожу пример. В аналитическом отделе работает пять специалистов. Четверо из них в компании с основания, то есть больше трех лет, и хорошо знают специфику бизнеса. Но это – самый проблемный департамент. При этом должность руководителя отдела регулярно была вакантной. Каждые три–пять месяцев вновь принятые руководители уходили – по разным причинам. Любого нового шефа сотрудники отдела воспринимали как «очередного», улыбались и напрямую спрашивали: «Вы к нам на два месяца или задержитесь до полугода?» Относились без уважения. За счет хорошего понимания специфики бизнеса и постоянной смены руководителей специалисты чувствовали себя «богами». Но при этом никто из них не хотел занимать руководящую должность (из-за нежелания брать на себя лишнюю ответственность). Не так давно я нашла кандидата, который, по нашему с генеральным директором мнению, может стать квалифицированным и достойным управленцем. И авторитет завоевать, и слишком строптивых подчиненных укротить. Сейчас готовлюсь к саперной работе – нужно так все организовать, чтобы эта канитель наконец прекратилась. Значит, кандидата нужно подготовить. Так что проблема коммуникаций и выстраивания сложных отношений на разных уровнях для всех актуальна. Не переживай…

Шустрая Мышка к этому моменту уже совсем угомонилась и слушала экс-наставника с блеском в глазах.

– А тебе, милая, я вот что скажу: ты HR. Потому выход из сложившейся ситуации найти обязана – иметь дело с конфликтами тебе придется постоянно.

Мышка, гордо вскинув голову, кивнула.

– Ладно… Спасибо, что выслушала. Поборемся.

Душевно попрощавшись, коллеги разъединились. Белка, посидев еще немного над своими делами, с огорчением поняла, что сосредоточиться больше не может, и засобиралась домой. «Когда следующего стажера возьму, буду вести себя с ним построже. А то привыкают к хорошему, а потом мир кажется таким жестоким…» – улыбаясь, решила она.


За предоставленные кейсы из практики редакция благодарит Станиславу Стефановскую, HR-консультанта

Подготовила Кристина Бражник

****************

1. Что Вы посоветуете Шустрой Мышке в ее ситуации? Что ей предпринять, чтобы вовремя сдать бюджет? Как разрешить конфликт с финансовым директором и наладить рабочие отношения? Как пройти испытательный срок?

2. Касательно ситуации в аналитическом отделе, которую описала Белка: нужно ли ей давать какие-то вводные объяснения или наставления для руководителя, вступающего в должность? Что можно сделать для того, чтобы менеджеры не выживали нового руководителя, а наоборот – помогли ему быстрее понять специфику бизнеса и наладить работу отдела?

3. Отметьте самые распространенные ошибки компаний в построении коммуникаций между HR, линейными менеджерами и топами. Что может предпринять HR, чтобы их не допустить или исправить?

Ответы экспертов читайте в февральском номере журнала "Управление персоналом - Украина"



Комментариев нет:

Отправить комментарий