16 июля 2014 г.

Комплексная автоматизация с минимальным бюджетом

Larin A_A

Александр ЛАРИН,
начальник отдела по обучению ДТЭК
Необходимость HR-автоматизации уже не требует доказательств. У топ-менеджеров давно возникла мысль о том, что рутинную работу стоит доверить компьютеру, и они охотно способствуют беспрепятственной реализации проектов, когда доказана их полезность для компании, и особенно приветствуют, если для воплощения задуманного не требуется значительный бюджет.
Уникальность проекта – в создании единой системы, охватывающей все процессы обучения, оценки и развития персонала крупного холдинга, в котором работают 140 000 сотрудников. Важно отметить, что в ходе проекта не были задействованы внешние консультанты и подрядчики, поскольку компания реализовала все функции HR-системы силами своих сотрудников.
Ситуация в начале проекта
В компании с 2010 г. внедрена система управления обучением WebTutor и на ее базе построен портал Академии ДТЭК. В системе уже автоматизированы 13 процессов по обучению, оценке, развитию и управлению кадровым резервом, которые полностью покрывают потребности корпоративного центра и производственных предприятий в крупных городах (всего около 5 000 сотрудников). Развитием портала занимается отдел по дистанционным программам в составе трех работников. В их обязанности входит: разработка электронных курсов, организация дистанционного обучения и тестирования, разработка новых разделов портала, автоматизация процессов по обучению, оценке и развитию. Результаты были до­стигнуты без затрат на консалтинг и внешнюю разработку программы. Это стало возможным благодаря тому, что система WebTutor позволяет выполнять широкую кастомизацию и настройку стандартных механизмов и шаблонов, а также создавать новые разделы и модули. Плюсом является и то, что на внутреннем портале технической поддержки системы есть сообщество разработчиков, которые могут помочь новыми идеями по развитию системы и дать совет новичкам.
В 2013 г. в развитии портала Академии ДТЭК начался новый важный этап – привлечение к нему более 130 000 сотрудников компании, которые работают на производственных предприятиях в г. Киеве, в Донецкой, Луганской, Днепропетровской, Винницкой, Запорожской, Ивано-Франковской, Львовской областях, а также в России. Подключение такого количества сотрудников позволяло реализовать масштабный проект – автоматизировать работу 15 региональных учебных центров для рабочего персонала и оптимизировать временные затраты на обучение за счет широкого внедрения E-learning в программы обучения по рабочим профессиям.
Формулировка целей
На первом этапе нами были проанализированы особенности существующей системы обучения в региональных учебных центрах и четко сформулированы цели, которые предстоит достичь (см. табл. 1). В дискуссию были вовлечены все заинтересованные стороны – производственные руководители, сотрудники учебных центров, HR-подразделений.
tabl 1
Одним из залогов успеха эффективного внедрения системы обучения является поддержка топ-менеджмента. Для того чтобы ею заручиться при инициации проекта, мы сделали акценты на трех аспектах.
1. Связь со стратегией компании. Долгосрочная HR-стратегия ДТЭК содержит задачи по построению систем планирования карьеры и управления
знаниями. Стратегии развития производственных предприятий декларируют потребность в квалифицированных рабочих кадрах, а также необходимость в инновациях и модернизации технологий. Налицо очевидная связь нашего проекта со стратегией.
2. Связь с программами изменений. Компания приступила к внедрению комплексной программы автоматизации всех бизнес-процессов. Проект по автоматизации системы обучения становится частью этой программы.
3. Синергия с другими проектами. В компании параллельно реализуются еще два проекта, которые связаны с нашим проектом. Вместе они принесут синергетический эффект.
Проект «Модернизация системы обучения на производстве», завершенный в начале 2014 г., произвел существенные изменения в вопросах обучения рабочего персонала. Были стандартизированы процессы учебно-курсовых комбинатов, разработаны корпоративные профессиональные стандарты, полностью обновлены программы обучения. Однако для закрепления и усиления эффекта необходимо выполнить автоматизацию обновленных процессов, разработать электронные курсы для рабочих, внедрить централизованное компьютерное тестирование как инструмент оценки знаний.
Проект «Модернизация ИТ-инфраструктуры» прежде всего направлен на создание единой корпоративной сети ДТЭК, связывающей все производственные активы. Он также позволит оборудовать учебно-курсовые комбинаты новыми компьютерами и подключить их к сети Интернет. В результате станет возможно дистанционное обучение для предприятий через портал Академии ДТЭК.
Проект был преподнесен топ-менеджменту в форме предложений и выгод (см. табл. 2).
tabl 2
Масштаб и содержание проекта
В проекте выделены следующие направления работ: автоматизация процессов, разработка электронных учебных курсов и модернизация инфраструктуры.
Автоматизация процессов
В ходе проекта будут автоматизированы 34 процесса учебных центров и подразделений по обучению предприятий. Процессы объединены в категории (см. табл. 3).
tabl 3
Разработка электронных учебных курсов
Проект предусматривает замену общеобразовательных дисциплин электронными курсами. Как показывают результаты оценки знаний, работники знают их лучше, чем специальные дисциплины, поскольку уже изучали ранее в школах и техникумах. Немаловажно и то, что общеобразовательные дисциплины есть в каждой профессии, поэтому подобные курсы охватят максимально широкую аудиторию.
В течение трех лет в процессе дистанционного обучения будет охвачено 32 темы. В 2014 г. появятся следующие электронные курсы:
• «Оказание первой помощи пострадавшим»;
• «Основы экономики»;
• «Основы трудового законодательства»;
• «Защита окружающей среды»;
• «Материаловедение»;
• «Чтение чертежей и схем»;
• «Слесарное дело»;
• «Электробезопасность»;
• «Электротехника. Общий курс»;
• «Пожарная безопасность энергопредприятия»;
• «Основы механики»;
• «Эксплуатация электронных счетчиков электрической энергии».
По специальным дисциплинам работники будут по-прежнему обучаться в классе у опытного преподавателя, однако некоторые теоретические блоки тоже планируется заменить электронными курсами.
Модернизация инфраструктуры
Одна из целей проекта – сделать портал Академии ДТЭК доступным для всех сотрудников компании, работающих на производственных предприятиях и в корпоративном центре. При слабой ИТ-инфраструктуре E-learning не сможет работать в полной мере. Поэтому в ходе предпроектной подготовки сделана оценка востребованности обучения и тестирования в долгосрочной перспективе. С учетом этого разработаны планы по компьютеризации учебных центров и по созданию сетей на 47 локациях по всей Украине.
Определение алгоритма по ключевым направлениям
Порядок действий для достижения целей проекта зависит от многих факторов: лиц, принимающих решение, сроков реализации, необходимых и имеющихся ресурсов, готовности внешней среды к изменениям, смежных проектов (см. табл. 4).
tabl 4
Разработка электронных учебных курсов
Обучающие курсы в ДТЭК разрабатываются собственными силами, что позволяет обеспечить высокую оперативность их подготовки при требуемом уровне качества и сэкономить средства. Добиться этого помогла созданная внутри компании технология разработки и публикации учебных материалов. Данная технология учитывает как уровень загруженности экспертов (преподавателей) и их компьютерную грамотность, так и установленное в компании стандартное программное обеспечение у пользователей (сотрудников).
Техническую реализацию курсов выполняет всего один специалист. Это связано с высокими требованиями к качеству готового курса и необходимостью соблюдения корпоративных стандартов его визуального оформления. При этом над материалами работает большое количество экспертов. Для того чтобы они могли передать разработчику максимально полный и качественный материал, создан набор шаблонов и детальная инструкция по их заполнению (см. табл. 5).
tabl 5
Финансовый эффект и КПЭ проекта
По нашим оценкам, ежегодно на протяжении 2014–2023 гг. проект разработки электронного курса будет приносить ощутимый финансовый эффект, в среднем:
• сокращение затрат предприятий на обучение – 444,63 тыс. грн;
• сокращение затрат на командировки, связанные с обучением – 472,00 тыс. грн;
• сокращение затрат на закупку лицензий и содержание локальных систем дистанционного обучения – 287,14 тыс. грн;
• уменьшение отрыва от производства по причине обучения – 58 743 рабочих смены.
Чтобы менеджмент компании мог отслеживать промежуточные и итоговые результаты проекта, были разработаны ключевые показатели эффективности (см. табл. 6).
tabl 6
Каждый проект по автоматизации по-своему уникален и содержит характерные особенности, присущие только ему. Мы описали опыт нашей компании. Возможно, он будет интересен при внедрении подобных проектов в крупных организациях, где происходят процессы централизации. Не менее важными могут оказаться и иные вопросы, неосвещенные в данной статье: выбор провайдера, информационная безопасность, внутренний маркетинг или какие-либо другие. Общий вывод от этого не изменится – проект по автоматизации системы обучения можно реализовать с минимальными финансовыми затратами, однако это нельзя сделать без четких целей и видения результата, сотрудников, обладающих нужной квалификацией, и поддержки менеджмента. Идеальный случай – когда есть все эти составляющие и проект является частью какого-либо более масштабного начинания, стратегии или инициативы. Тогда вас точно ждет успех.

 Чтобы приобрести этот номер журнала, обратитесь в редакцию

Комментариев нет:

Отправить комментарий