31 марта 2011 г.

Выбирая нужное (кейс)

Действующие лица:

Медведь – генеральный директор инвестиционной компании «Сила Мысли». Цель проекта – перспективные вложения в новые рискованные бизнесы.

Смелая Белка – директор по работе с персоналом компании «Сила Мысли». Молодой, но довольно опытный HR, ученица и союзник гендиректора.

Барсук – IT-менеджер компании «Сила Мысли», сисадмин с хорошим опытом. В основном занимается налаживанием бесперебойных коммуникаций сотрудников с офисом, когда они работают на выезде.

В офисе «Силы Мысли» царило весеннее настроение. Все сотрудники, как и предусмотрено сезоном, выглядели слегка завороженными и даже немножко влюбленными. Смелая Белка, радуясь хорошей погоде и перспективе провести продуктивный день, чуть ли не вприпрыжку направлялась к своему кабинету. Но, проходя мимо помещения, в котором работал Барсук, поневоле остановилась. Через приоткрытую дверь HR-директор заметила, что у айтишника, как всегда, опущены жалюзи, а в комнате – кромешная темнота. Она тихонько постучала и, услышав привычное «угу!», переступила порог.

IT-менеджер сгорбившись сидел за компьютером.

– Приветствую, коллега. Как поживаешь? – живо поинтересовалась HR, и, не сдержавшись, добавила: – В своем склепе?..

– Здравствуй, Белка. Чет случилось? – не отрываясь от монитора и не реагируя на обидное прозвище собственного кабинета, спросил Барсук

– Ничего – просто в гости зашла. – Слушай, давай жалюзи подниму?

– Не надо! Ты ведь знаешь, я этого не люблю! Оставь, пожалуйста, как есть… – отмахнулся Барсук.

– Ладно… Просто там, знаешь ли, весна. А я подозреваю, что ты этого даже не заметил…

IT-менеджер «Силы Мысли» недовольно глянул на незваную гостью. Которая, в свою очередь, невозмутимо продолжила:

– Если бы ты тут не хмыкал и чем-то не хрустел, я бы подумала, что ты уснул.

– Хмыкаю, потому что новую программу осваиваю, – терпеливо объяснил Барсук. – А хрущу, между прочим, вчерашним бутербродом, – недовольно протянул он.

– А почему «между прочим»? – не поняла сарказма HR.

– Как почему? Тебя это разве не смущает?

– Эм… Сделать тебе новый бутерброд?

– Ай, да причем тут! В некоторых компаниях, «между прочим», сотрудникам предоставляют обеды, свеженькие!

– Так ведь и компании разные бывают. В некоторых, весьма известных, по лестницам только вверх поднимаются, вниз же съезжают либо на горке, либо по пожарной стойке. В некоторых на время отлучки сотрудников за домашними питомцами приглядывает специальная служба. В некоторых целая команда массажистов работает. Не можем же мы за всеми угнаться!

– Так и не надо! Ладно, поставлю вопрос по-другому. Сама посуди. Компания обеспечивает развозку сотрудников, ага?

– И? Как положено: обещали – делаем, что не так?

– А мне это нужно, если я через дорогу живу? Дальше. Компания готова оплачивать медицинское страхование сотрудникам и их семьям. А зачем мне, спрашивается, это надо, если я холостяк? Который к тому же обречен сидеть и топтать черствые бутерброды, потому что, как назло, именно обеды компания в офис не заказывает.

Белка хотела было возразить, но не стала, поскольку поняла: нечего… Барсук же осознал, что немного перегнул палку с атаками, и уже более мягко продолжил:

– Пойми меня правильно, я ценю, что компания обо мне заботиться. Но некоторые льготы лично для меня абсолютно не актуальны. Мне, как говорится, кушать хочется… А кто-то другой обеды сам готовить успевает, а вот машинка ему нужна попредставительнее. А у кого-то дети дома плачут – пристроить бы их в хороший детский садик… А кому-то, может быть, вообще все эти ваши затратные опции ни к селу, ни к городу. Ему бы подарочный сертификат какой-нибудь из фирменного магазина одежды, и счастью нет предела. А вы всех под одну гребенку…

– Идея понятна, но ты ведь сам понимаешь, что всем не угодишь… Хотя справедливости ради признаю, что есть над чем подумать…

– Просто говорю о том, что наболело, – вздохнул Барсук и продолжил хрустеть бутербродом.

* * *

Сидя в столовой «Силы Мысли» и наблюдая за тем, как сотрудники приходят сюда в лучшем случае с печеньем, Белка невольно вспомнила «рекламации» Барсука.

– Я присяду? – прозвучал рядом низкий голос.

Белка подняла голову и, увидев перед собой генерального, подвинула ему стул.

– Что за вопросы, Михал Николаич!

– Решил вот пообедать в обществе сотрудников.

– А проблема-то на лицо… – думая, что размышляет про себя, случайно вслух произнесла Белка.

Медведь с удивлением посмотрел на коллегу:

– Знаю, я ем довольно много сладкого. Но зачем с таким упреком мне об этом напоминать?

– Ой, Михал Николаич, простите, я не о вас. А о нашей системе льгот и компенсаций.

– А с ними что?

– Да вот, Барсук…

– Жаловался?

– Нет, скорее навел на правильную мысль о гибких соцпакетах. Flexible Benefits – это те же льготы и компенсации, только подстроенные под каждого сотрудника и его потребности. Например, на первый взгляд служебная машина – это отлично. Но нужна ли она тому, кто не водит? Нет.

– Так... И как эта твоя система работает?

– Для каждого сотрудника составляется отдельный план по льготам и компенсациям, что не так-то просто. Но и эффективность такого подхода гораздо выше, поскольку льготы, которые действительно нужны конкретному сотруднику, влияют на его лояльность. И, я надеюсь, на вовлеченность, а значит, и продуктивность. Страховки, машины, оплаченный бензин, Интернет, мобильная связь – все это здорово. Если нужно. А ведь может статься и так: какая-то составляющая пакета стоит копейки, и для сотрудников важна, но в соцпакет не включена. А другая опция очень дорогая, и в пакете есть, а персоналу она не так уж и пригодится. Взять, хотя бы, услугу страхования для сотрудников и для их семей. У нас с семьями – 20 % штата. Остальных это просто не интересует…

– Хорошо, давай представим, что мы решили внедрить новую систему C&B. Так ведь в копеечку влетим? И так даем достаточно опций, а их реальную эффективность и связь с бизнес-результатами, позволь напомнить, в нашей компании еще никто не исследовал.

– В том-то и дело, что нет. Не влетим. Наоборот – от чего-то в соцпакете откажемся, что-то добавим. Просто опции будут более «прицельными», заточенными под потребности персонала.

– А как быть с ценами, Белка? Допустим, мы проведем исследование. Спросим у всех и каждого, что именно им конкретно от компании хотелось бы получить. Один скажет, что ему нужны дополнительные дни отпуска – прямых затрат вовсе нет. Другой отметит, что ему необходима скидка на химчистку – затраты минимальные. А третьему корпоративный автомобиль подавай. Что тогда?

­– Так ведь согласно концепции гибкого соцпакета, есть опции обязательные, а есть – на выбор. И те, что на выбор, безусловно, находятся в одной ценовой категории.

– В принципе идея мне ясна, и в некоторой степени даже интересна. Но чтобы ее обсуждать, объясни концепцию по шагам. С расходами и предполагаемыми результатами, – подмигнул Медведь и встал из-за стола.

А Белка, оставив кофе на столе остывать, поспешила в свой кабинет – готовить презентацию.




Подготовила

Кристина Бражник



Вопросы к экспертам:

  1. Насколько уместным, на Ваш взгляд, будет введение гибкого социального пакета в инвестиционной компании «Сила Мысли» (венчурный бизнес, количество сотрудников – до 100)?
  2. Как не допустить ошибок при внедрении такой системы льгот и компенсаций, как Flexible Benefits? И каким образом проследить влияние данной системы на эффективность работы персонала?
  3. Что нужно учитывать при формировании гибкого социального пакета? Опишите основные шаги и «секреты» его внедрения.

Ответы экспертов читайте в апрельском номере журнала "Управление персоналом - Украина"

Комментариев нет:

Отправить комментарий